Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Январь 19 » Купание на Крещение
23:40 Купание на Крещение | |
Купание на Крещение
Афон Ватопед, Чин освящение воды Купание на Крещение Традиция купания на Крещение многими считается фольклорной или русской народной. Тем не менее, это не совсем так. На самом деле, это древняя византийская традиция.
Прежде всего купание - это приобщение всего тела к Святыне, ведь освящается вся вода - естество водное... Естество - усия - это слово обозначает вообще природу воды. Почему свт. Иоанн Златоуст замечал: ...Богоявлением называется тот день, в который Господь родился ... Он освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени... Дело в том, что в древности считалось Богоявление - двойным таинством. Одно таинство в день Крещения, а другое - таинство будущего века. Поэтому купание - это еще и приобщение к будущему Богоявлению, воспоминание о нем и исповедание своей веры. Так свт. Иоанн Златоуст писал: Необходимо сказать, что не одно Богоявление, но два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое будущее, которое произойдет со славой при кончине мира. О том и другом вы слышали сегодня от Павла, который, беседуя с Титом, говорит так о настоящем: "Явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце"... А о будущем: "ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" (Тит. 2, 11- 13). И пророк об этом последнем сказал так: "солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели прийти Дню Господню великому и просвещенному" (Иоил. 2, Но интереснее всего то, что византийский чин освящения воды включает в себя купание... Происходит это так. Служится молебен. Иерей бросает деревянный крест три раза в море. А люди ныряют три раза и достают его, принося обратно к аналою. Итак, в Византии купание существовало всегда. Оно не считалось народной традицией, а был включено в чин освящения воды и имело глубокое значение приобщения к таинству и исповедания веры. Высказывания о Крещении
Собственно большинство высказываний о Крещении Господа посвящено теме: зачем Христу было креститься у Иоанна и каким крещением Он крестился? Свт. Григорий Палама: Поскольку же крещение является не только познанием Бога, но и нашим обязательством иметь доброе поведете и совершать угодные Богу дела, т. о. поэтому Христов Предтеча и Креститель приводил не только к познанию Христа, но и проповедовал покаяние и требовал плодов достойных покаяния... Следовательно, справедливо, что Христу, во всем явившему Себя послушным Богу, и, как Сам Он сказал Иоанну: "Исполнившему всяку правду” и чрез сейчас совершающееся Крещение, — отверзлись небеса. Поскольку же, как говорить сам Предтеча Господень: "Не в меру Бог дает Духа, но Отец любит Сына и вся даде в руце Его" (Ин. 3, 34-35), является очевидным, что Христос и по плоти приял всю безмерную и безграничную силу и действие Духа. Небеса показали на деле, что для всей твари невозможно вместить всю сию силу и действие Божиего Духа почему когда эти силы и действие Божиего Духа и явили себя и как бы перешли на Сию Богоипостасную Плоть, то небеса, не выдерживая, разверзлись (разорвались). Прекрасно, следовательно, некто сказал Богу: "Ни небо не чисто пред Тобою” (Иов. 15, 15 парафр.), называя "небом” — Ангелов, сущих на небе... Отец, вещая свыше относительно Крестившегося плотию: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих” (Мф. 3, 17), показал этим, что все прочее, что было раньше явлено чрез Пророков, чрез закон положения, обещания, усыновления, — было несовершенным и было предписано и совершалось не по непосредственной воле Божией, но имело цель в том, что ныне совершается, и в силу того, что ныне совершилось и оно пришло к своему завершению. Иоанн Златоуст: Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился? - Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. Итак, иудейское омовение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, ибо оно освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа. И крещение Иоанна Крестителя было гораздо выше иудейского, но ниже нашего: оно было как бы мостом между обоими крещениями, ведущими через себя от первого к последнему. Каким же крещением Он крестился? - Не иудейским, и не нашим, но Иоанновым. Для чего? Для того, чтобы ты из самого свойства крещения познал, что Он крестился не по причине греха и не имея нужды в даре Духа; ибо, как мы показали, это крещение было чуждо того и другого. Отсюда видно, что Он приходил на Иордан не для отпущения грехов и не для получения дара Духа. Какую же причину этого крещения высказал Иоанн? Ту, чтобы Христос стал известным народу, как и Павел говорил: "Иоанн убо крести крещением покаяния, да во Грядущаго по нем веруют" Была и другая причина, о которой Он Сам говорит; какая же именно? Когда Иоанн сказал: "Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?" - то Он отвечал так: "остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду" (Мф. 3, 14-15). Повиновение пророку было правдой. Как Христос обрезался, принес жертву, хранил субботы и соблюдал иудейские праздники, так присоединил и это остальное, повиновался крестившему пророку. "Мне, Владыке имеющему, - говорит Он, - надлежит уплатить за неимеющих". Такова причина Его крещения, чтобы видели, что Он исполнил весь закон; и эта причина и та, о которой сказано прежде этой. Поэтому и Дух нисшел в голубя; ибо где - примирение с Богом, там и голубь. Митрополит Сурожский Антоний: Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть... Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал... И вот почему воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин... Теперь Человек Иисус Христос Свою плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. http://www.afonnews.ru/ | |
|
Всего комментариев: 0 | |