Вторник, 18.06.2019, 13:07 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Январь » 4 » МОЩИ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В БАВАРИИ
10:01
МОЩИ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В БАВАРИИ
МОЩИ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В БАВАРИИ
 
 
В часе езды от Мюнхена в сторону города Бад Тельца, почти у самого подножия Альпийских гор живописно расположен один из самых старинных баварских монастырей - Бенедиктбоерн, основанный в 739 г. Со стороны кладбища, в северной части главного монастырского храма св. Бенедикта находится знаменитая в Баварии Капелла Анастасии, построенная в форме эллипса в 1751-1755 годах. Ее строительству предшествовало так называемое «Кохельзеерское чудо», связанное с военными событиями 1704 года. По молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей святой Анастасии Узорешительницы чудом уцелел монастырь и окружающая его местность, несколько баварских деревень, находящимися в районе озера Кохельзее, где велись в то время боевые действия (См.: Weber L. Pfarrkirche St. Benedikt und Anastasiakapelle zu Benediktbeuern. Passau, 2004, S. 24-25). C тех пор святую Анастасию баварцы стали называть своей покровительницей и защитницей, а благодарность воздвигнули капеллу, названную ее именем. Сама Капелла Анастасии с ее богатой лепниной и живописными панно, по мнению архитекторов, является «жемчужиной стиля рококо» не только в Баварии, но и во всей Европе.
В алтарной части капеллы находится священная реликвия монастыря – мощи (небольшой фрагмент лобной части) Анастасии Узорешительницы, почитаемые многими верующими. По преданию, эти мощи доставил в 1035 году из Италии один монах, тайно похитивший их в храме Св. Марии в Органо, что под Вероной. Тщательно охраняемые сегодня мощи помещены в небольшой ковчег-мощевик в виде оригинального женского бюста искусно выполненного из серебра и золота и украшенного драгоценными камнями. Сам ковчег символизирует святую Анастасию Узорешительницу, главу которой украшает золотая корона с жемчугом.
В Бенедиктбоерн ежедневно прибывают автобусы из Германии, Австрии, Италии и Швейцарии с так называемыми «пильгерами» (паломниками). С благодарностью и молитвой поклоняются верующие святой Анастасии, врачующей духовные и телесные раны, особенно помогающей, по их убеждению, нервнобольным и людям, страдающим головными болями.
Среди верующих немцев широко известны великомученица Анастасия Узорешительница и ее подвиги. Монахи Бенедиктбоерна сведущи и в том, что ее мощи разошлись в мире что часть ее главы хранится среди других ценных реликвий в афонском монастыре Кутлумуш. Некоторые из монахов специально паломничали в греческую деревню Василика, расположенную вблизи города Салоники (Фессалоники). Как известно, недалеко от этой деревни находится царский патриарший монастырь, покровительницей которого является вмц. Анастасия Узорешительница, куда, по преданию, в 888 году из Константинополя доставили в дар мощи святой - главу и часть правой ноги. В баварский монастырь приезжали живущие в Германии хорваты - паломники, сообщившие, что в их родном хорватском городе Задар тоже хранятся мощи этой же святой. Московские студентки поведали, что частица ее мощей издавна пребывает в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Анастасия (Anastasia) – женское имя греческого происхождения, означающее в переводе на русский язык «воскресение», и в народных преданиях это имя является олицетворением воскресного дня. Анастасия и в народных преданиях это имя является олицетворением воскресного дня. Анастасия – имя трех святых в христианской Церкви: Анастасия Римляныня (называемая Старшей), Анастасия Узорешительница (называемая Младшая) и Анастасия Патрикия, известная как отшельница Александрийская (память 10 марта).
Анастасия Патрикия (около 510 - около 576) происходила из знатного византийского семейства и была красивой благочестивой девушкой, Чтобы скрыться от любовных преследований и интриг императорского двора в Константинополе, где ее на зависть своей ревнивой супруги приметил сам император Юстиниан I, она решила тайно скрыться. Анастасия подвизалась сначала в Александрийском монастыре, а позже – в отдаленной пещере, где под именем евнуха Анастасия провела многие годы в молитве и умерщвлении плоти. После смерти «евнуха Анастасия» авва Даниил открыл его подлинное имя и поведал миру историю жизни святой Анастасии.
Относительно двух других святых Анастасий – Старшей и Младшей – известно, что в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни (Старшей) и Анастасии Узорешительницы (Младшей), отсюда возникают трудности с идентификацией их мощей, изображений на иконах и посвящением им храмов. Сохранились данные о том, что в 1200 году Антоний Новгородский видел в Константинополе мощи двух святых Анастасий – Старшей и Младшей (см. Православная энциклопедия. Т П.- М.,2001, с. 260). Часто вместо жития Анастасии Римляныни приводится житие Анастасии Узорешительницы и, наоборот, мучения Анастасии Старшей включаются в содержание жития Анастасии Младшей. По этой причине отсутствует устойчивая иконографическая традиция изображения ликов Анастасии Старшей и Младшей, наблюдается сближение их иконографий. Если на самих иконах отсутствуют их наименования (а это случается часто), то идентификация и иконографические особенности в изображении святых с именем Анастасия трудно различимы, например, в цветах их одеяний и в предметах, которые они держат в руках. Святая Анастасия Римляныня чаще всего изображается в монашеском облачении, с крестом и пальмовой ветвью в руках, а Анастасия Узорешительница – в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и с маленьким сосудом лечебного масла в левой руке.
 
Анастасия Римляныня (память 29 или 30 октября) происходила (ок. 250 или ок. 256) из знатной римской семьи. В 3-летнем возрасте она осталась сиротой и воспитывалась в христианской женской общине, возглавляемой старицей Софией. В 20-тилетнем возрасте ее хотели выдать замуж, но она исповедовала Христа, за что ее жестоко пытали, подвергли колесованию, рвали железными крюками, отрубили конечности, а затем усекли мечом. Два кратких жития о святой рассказывают, что ее казнь состоялась в годы правления императоров Деция и Валериана. Пространные жития о святой Анастасии Римляныни написаны в Греции, одно их которых (Симеона Метафраста) сообщает, что ее мученическая кончина произошла во времена правления императора Диолектиана.
В царствование того же жестокого Диолектиана пострадала (290 или 304) также великомученица Анастасия Узорешительница (Младшая), что, по всей вероятности, и привело к смешению сведений из их жития. Греки называют эту святую и «Фармаколитрией», что переводится на русский язык – «исцеляющая от ядов и болезней». Один греческий автор сообщает, что когда-то храм Анастасии Узорешительницы в Константинополе был построен на месте дома некоего Фармака, что якобы и послужило поводом для второго прозвания святой. Согласно другому житию (прп. Андрея Юродивого), при храме Анастасии Узорешительницы когда-то находилась лечебница для душевнобольных.

В настоящее время наиболее распространено житие Анастасии Узорешительницы, подготовленное в конце Х-го века Симеоном Метафрастом. В нем повествуется, что Анастасия была дочерью знатных римских жителей Фаусты и Протекстата (Претекстата). Мать-христианка Фауста отдала дочь на воспитание святому Хрисогону, укрепившему Анастасию в христианской вере. После смерти матери ее выдали замуж за одного язычника, но она хранила в замужестве девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь. Она тайно посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Узнав об этом, муж стал притеснять ее, а после смерти ее отца решил завладеть ее наследством. По дороге в Персию, куда его отправили с посольством, он погиб в море при кораблекрушении. Анастасия Узорешительница после смерти мужа начала странствовать и употреблять свое имущество на нужды заключенных христиан в тюрьмах. Узнав из видения об аресте и будущей мученической кончи Агапии, Хионии и Ирины, Анастасия Узорешительница укрепляла их дух. Своими рыданиями в темнице, где она узнала о казни всех христиан, она выдала свою приверженность христианской вере. Анастасию Узорешительницу отправили к императору, принуждавшему ее со своим жрецом отказаться от веры в Христа. Ей предложили выбор между богатством и орудиями пыток и, когда она выбрала последнее, ее уговаривали отвернуться от своей веры. Верховный жрец Ульпиан (Ульшан) хотел осквернить «чистую голубицу Христову», однако, когда нечестивец хотел прикоснуться к Анастасии, то был наказан слепотой, после которой последовала смерть. Оставшись на свободе, святая поселилась у знакомой христианки Феодотии, но ее муж-язычник, обрек жену и детей на мученическую смерть и отправил Анастасию Узорешительницу в темницу. Здесь святая подвергалась дважды по 30 дней голоду, но оставалась живой и невредимой. Вместе с другими узниками ее решили утопить в корабле, днище которого было специально продырявлено. Когда корабль уже должен был погрузиться в воды , внезапно все увидели на нем святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу. Все 120 чудесным образом спасшихся человек были казнены по приказу игемона. За подвиги человеколюбия Анастасию назвали Узорешительницей – облегчающей оковы.

Анастасия Узорешительница приняла жестокую мученическую смерть: ее тело растянули между четырьями столбами, а потом сожгли. Далее в житии говорится: «...Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивой женою Аполлинарией, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великой почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь, на защиту и спасение городу во славу Христа Бога нашего...».
По Иеронимову мартирологу, Анастасия Узорешительница погибла в городе Сирмий, который в Сербии называется сегодня Сремска-Митровица, по Римскому мартирологу она пострадала в Риме, по другому – на итальянском острове Пальмария. Время, место и обстоятельства кончины святой в этих источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста из-за смешения Анастасии Узорешительницы (Младшей) и мученицей из Рима – Анастасией Римляныней (Старшей).
По римскому преданию, храм в честь этой святой находился в Риме еще в IV веке. По византийскому преданию, в Константинополе храм этой мученицы существовал с конца IV века и после его перестройки в 458 году в него были перенесены мощи Анастасии Узорешительницы из Сирмия (см. Православная энциклопедия. – Т 2., М.,2001.) Остается неизвестным, когда и каким образом фрагменты мощей Анастасии Узорешительницы попали из Константинополя в итальянский город Органо, откуда они прибыли в Баварию...
...О баварской части мощей вмц. Анастасии знают многие прихожанки православных храмов на немецкой земле, а потому многие из них, особенно те, кто носит имя этой святой или имеет день Ангела 22 декабря / 4 января – в день памяти вмц. Анастасии Узорешительницы и пострадавших с нею мучеников Хрисогона, Феодотии, Квода, Евтихиана и иных (ок. 304), слетаются стайками в Бенедиктбоерн, приезжая сюда с семьями или друзьями на автомобилях или добираясь электричкой. И тогда монахам приходится открывать зарешеченную дверь Капеллы Анастасии, чтобы паломницы с именем Анастасия могли приложиться к святым мощам. С надеждой, покаянными или благодарственными молитвами они обращаются к вмц. Анастасии Узорешительнице. Не случайно летом 1995 года на российской орбитальной станции «Мир» по благословению Святейшего Патриарха Алексия II побывали две иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции. В рамках миссии «Святая Анастасия – надежда на мир» они символизировали общность корней христиан Востока и Запада.
© Анатолий ХОЛОДЮК (Мюнхен)

МОЛИТВА АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЕ

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред мощами твоими, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь, умоли Господа, да подаст всем христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.



http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_2466/
Просмотров: 495 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: