Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Январь 21 » ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ РУСЬ
22:24 ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ РУСЬ | |
ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ РУСЬ
В конце минувшего года мне удалось побывать в Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова. До посещения «Глазуновки» я встречал в православных газетах и журналах репродукции замечательных исторических работ ее студентов и знал, что это единственное в Москве светское высшее учебное заведение, преподаватели и учащиеся которого в большинстве своем – люди верующие. И вот, наконец, выбрав время, я решил посмотреть картины вживую, а теперь, с Божией помощью, хочу поделиться своими впечатлениями с читателями «ПК». Работы, о которых пойдет речь, можно разделить на несколько групп. Часть дипломов выпускников посвящена описанию жизни Господа нашего Иисуса Христа на основе Евангельского повествования. Другую часть составляют полотна, изображающие русских святых. В отдельные группы следует выделить картины, посвященные выдающимся лицам и моментам русской истории, Смутному времени, тут же – портреты современных подвижников благочестия, исторические и современные пейзажи. Несколько картин затрагивают редкие темы, которые в работах других авторов пока не получили освещения. Слева от выхода из конференц-зала Академии можно увидеть дипломную картину А.В. Фадеева «Поцелуй Иуды» (1995). На той же стене, несколько ближе к конференц-залу, – выпускная работа Д. Родзина «Изгнание торгующих из храма» (1997). Завершает серию работ на евангельские сюжеты картина А.А. Григорьева «Распятие» (1998). Эта работа, с одной стороны, раскрывает перед зрителем конкретное историческое событие – казнь Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, Его подвиг искупления человечества от греха, смерти и диавола. С другой стороны – затрагивает и жизненный путь каждого христианина, потому что крест – это скорбь, а в мире нет человека, который бы не переживал скорбей. Но взирая на Христовы страдания, мы получаем силу мужественно переносить все наши беды и несчастья. Однако на земле нет ничего постоянного, за скорбью всегда следует радость, за Страстной Пятницей – Пасха, которой и посвящена одноименная дипломная работа Ю.А. Кузнецовой (2002). Русский православный народ с зажженными свечами вышел на крестный ход в последние минуты Великой Субботы. Уже началась пасхальная заутреня. Певчие хором пропели тропарь: «Христос Воскресе из мертвых…» Священник обратился к людям и осеняет их пасхальным трикирием со словами «Христос Воскресе!» Народ едиными устами и единым сердцем отвечает: «Воистину Воскресе!» Но за конкретным сюжетом картины просматривается и другой, более глубокий смысл – о нашей Родине, о нашем русском народе, который после десятилетий безбожия постепенно возвращается к Вере отцов, приближая время Воскресения Руси. В дипломе С.В. Никитина «Шапка Мономаха» (2007) показана византийская делегация, сопровождающая греческую Царевну, которая привезла на Русь шапку Мономаха – символ великокняжеской власти. Это момент постепенного перехода великой миссии хранителя Православия от Рима Второго, Византии, к Риму Третьему – Московской Руси. Но прежде нашу Родину еще ждут суровые двухсотлетние испытания татаро-монгольского ига. Далее следует несколько картин, посвященных описанию русской жизни в этот тяжелый период. Начинает «татаро-монгольский» ряд картина С.П. Голубочковой «Татарский Царевич» (2004). На белом троне восседает безусый и безбородый юноша монголоидной расы, а русские князья, бояре, купцы склоняются перед ним на коленях. На полотне запечатлен тот скорбный период нашей истории, когда Русь из-за междоусобиц потеряла свою государственную независимость. Но к этому времени относится и плодотворная строительная деятельность московского князя Юрия Даниловича Долгорукого, нашедшая отражение в малой дипломной картине Е.В. Гаха «Юрий Долгорукий» (2007). Завершает серию диплом П.В. Рыженко «После битвы на Калке» (1996). По словам художника, замысел картины родился в годы Первой чеченской войны, когда русские воины попадали в плен к мусульманам, претерпевали жестокие мучения. И в то же время полотно передает реальный исторический момент, когда князь Мстислав Мстиславович Галицкий, вырвавшись вперед и желая единолично одержать победу, оказался в плену у татаро-монголов. Только скованный путами инородцев, князь прозревает, что наша сила – в единстве. Целый ряд дипломов выпускников Академии посвящен одному из ключевых моментов русской истории – Смутному времени, как, например, картина С.В. Блинкова «Царевич Дмитрий» (2005), изображающая момент мученической кончины Святого в Угличе. Начавшейся смутой воспользовались враги Православия и России. Польские католики поочередно засылают на Русь первого и второго Лжедмитриев. Столица оккупирована поляками… Наконец, после всеобщего покаяния милость Божия снизошла на русский народ. Преподобный Сергий, явившись Косме Минину, приказал собирать народное ополчение. Тот пригласил победоносного князя Дмитрия Пожарского возглавить войско и, при помощи Божией, столица нашей Родины, а потом и вся Русь были освобождены от польской католической оккупации. Дипломная картина С.В. Смирнова (1995) изображает вождей народного ополчения в окружении русского христолюбивого воинства. После этого в 1613 году русские люди собрались на Земский собор, который избрал Царем Михаила Романова. Инокиня Марфа, его мать, не хотела благословлять сына на такой тяжкий подвиг, но иерархи, бояре и весь народ коленопреклоненно умолили их дать свое согласие. Момент переговоров земского посольства с юным Михаилом изображен в работе И.В. Кузнецова «Призвание на царство Михаила Феодоровича Романова» (2002). Поляки, узнав об этом, послали в Кострому войско – убить помазанника Божия. Дорога проходила через северные русские леса, которые им были мало знакомы. В проводники себе враги Божии взяли крестьянина Ивана Сусанина, пообещав щедро его вознаградить. Но рабу Божию Иоанну не нужны были «тридцать сребренников». Он не предал Бога, Царя и Отечества, но, согласившись показать полякам дорогу, завел их в чащу леса, где все они сгинули злой смертью, а прежде сам герой принял от их рук мученическую кончину. Дипломная картина «Иван Сусанин» М.В. Фаюстова (2002) воспевает верность русских Православию и своему Государю.
«Иван Сусанин». Худ. М. ФАЮСТОВ После совершения над Царем Михаилом Таинства Миропомазания народ принес клятву на верность Дому Романовых, а на изменников, которые дерзнут нарушить ее, наложил суровые анафемы и проклятья. Русский Златоуст XX века митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал: «Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России – возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны...» Действительно, параллели очевидны. Измена Дому Романовых в начале XX века привела к гибели Святой Царской Семьи и к новому смутному времени, которое продолжается до сих пор. Очевидно, что и выход из нынешней смуты может быть только таким, как в XVII веке – через покаяние русского народа, возвращение его к Вере отцов и возрождение Царского Самодержавия. «Наша нынешняя смута – закономерный результат того страшного духовного истощения, которое стало неизбежным следствием неимоверных испытаний, искушений и скорбей, перенесенных русским народом за последнее столетие. И все же, если мы сумеем правильно оценить религиозные, духовные причины великой Русской Трагедии, сумеем изжить ересь гуманизма-человекобожия, обрядившегося ныне в „либерально-демократические" одежды, – сегодняшний кризис станет для Руси лишь преддверием нового ярчайшего духовного расцвета и высочайшего державного взлета», – писал владыка Иоанн. Дипломная картина Ф.А. Москвитина «Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн» (1998) запечатлела для нас этого нового Гермогена. Митрополит Иоанн (Снычев) – человек святой жизни, подвижник – в годы ельцинской разрухи возвысил свой голос в защиту России, русского народа. Преосвященный владыка Иоанн четко обозначил врагов нашего Отечества, разоблачил их тайные лукавые козни и указал путь к возрождению России. В наследство нам он оставил свои богомудрые труды, не утратившие значения и доныне.
Другая картина из серии исторических портретов – «Оптинские новомученики иеромонах Василий, иноки Феропонт и Трофим» (2011), дипломная работа Руслана Абрамочкина. На фоне ночного пасхального неба в полный рост стоят три монаха. В центре, с иконой «Воскресения Христова», в полном облачении – иеромонах Василий (Росляков). Справа от него, в одном подряснике, со свечой в руках – инок Трофим. По левую руку от отца Василия – инок Феропонт, также держащий в руке горящую свечу. На горизонте занимается рассвет, но еще видны яркие весенние звезды. Вдали виднеется Оптинская колокольня и храм, в котором идет пасхальная служба. Новомученики изображены в момент, когда кончается пасхальная полунощница и все готовятся идти на крестный ход. Они уже готовы и словно отошли на минутку предстать перед художником. Через несколько часов после ночного пасхального Богослужения сатанист Аверин хладнокровно убъет их ножом с выгравированным на нем числом зверя «666».
«Оптинские новомученики иеромонах Василий,
иноки Феропонт и Трофим» Худ. Р. АБРАМОЧКИН Ряд картин, посвященных русским святым, открывает дипломная работа С.Н. Ивлевой «Преподобный Амвросий Оптинский» (2002). Великий Старец вышел из своей хибарки на летнее крылечко. Сад перед ним утопает в зелени. Святой положил левую руку на голову стоящей на коленях девицы, другой рукой он благословляет собравшийся к нему народ. Русское старчество, в частности, Оптинское, несет на себе печать древнего пророческого служения. Старцы – это рабы Божии, очистившие свою душу подвигами покаяния, смирения, терпения, послушания, молитвы, бдения и поста. Они стяжали благодатные дары прозорливости и чудотворения, которыми служат всем к ним приходящим. Слава Богу, и в наши дни есть подлинные Старцы, такие, как архимандрит Кирилл (Павлов). Их молитвами и держится наша Родина, на которую ополчились все адские силы. Следующая картина – диплом С.В. Чикунчикова «Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским» (1999). Игумен земли Русской изображен стоящим в полный рост в своей келье. Рядом с Преподобным – отрок, а перед ними на коленях стоит отец этого ребенка, уже не чаявший увидеть свое чадо живым и принесший с собой маленький гробик. Картина очень живо передает чудо, точнее – человеческие чувства, удивление и страх перед тайной воскресения. Напротив картины С.В. Чикунчикова – работа другого замечательного молодого художника В.Ю. Графова «Московский чудотворец Василий Блаженный» (2006). На ней запечатлен момент исцеления Блаженным от слепоты торговки, которая незадолго перед тем смеялась над ним и слепотой была наказана Богом. ХХ век на Руси ознаменовался многочисленными подвигами юродства Христа ради. Монахи, священники и простые миряне с благословения Божия предавались этому подвигу, скрываясь от мира под личиной безумия. Стяжав благодать Духа Святаго, они творили чудеса, которые заставляли вспомнить подвиги святых Андрея Цареградского, Симеона Емесского, Виталия Александрийского. Это преподобный Нектарий Оптинский, блаженные Зина Ветлужская и Феоктиста Воронежская, преподобный Феодосий Кавказский, архимандрит Павел (Груздев), блаженный Василий Самарский, схимонахиня Мария Самарская, блаженная Любушка Петербургская, Пелагея Рязанская и многие другие. И в наши дни на Руси еще есть такие рабы Божии, которые молятся за нашу Родину и за все человечество, отодвигая пришествие рвущегося в мир антихриста. Всем им посвящена эта замечательная картина.
«Московский чудотворец Василий Блаженный»
Худ. В. ГРАФОВ Диплом О.М. Цветаевой «Сказание о деве Февронии и Петре» (2004) продолжает ряд работ, изображающих русских святых. На холсте мы видим момент, когда святой благоверный князь Петр смирился и решил жениться на крестьянской девице Февронии. Он предлагает ей руку и сердце. Этому предшествовала болезнь князя, вызванная кознями бесовскими. Желание исцелиться привело его в село Ласково Рязанского княжества к крестьянской девице блаженной Февронии, которая сказала, что вернет здоровье князю, и взяла с него обещание, что в таком случае он возьмет ее в жены. Князь согласился, но, исцелившись, вернулся в Муром и вместо сватов послал Февронии богатые дары; но через некоторое время недуг снова овладел им. Раскаявшись, он исполнил свое обещание. Картина воспевает супружескую верность и целомудрие, свойственные русскому народу. Далее следуют полотна, посвященные святым русским витязям. «Александр Невский. За Веру Православную!» (2000) – так называется диплом К.Л. Разумова. На картине изображено Ледовое побоище, момент, когда наше и немецкое войска двинулись друг на друга. Выпускник И.Г. Николаев посвятил свою работу «Адмирал Ушаков» (2005) святому праведному воину Феодору. Непобедимый русский витязь стоит на корме судна, всматриваясь в морскую даль. Он уже заметил турецкую эскадру и малыми силами готовится ее разгромить. Тему русских боевых традиций продолжает диплом Д.А. Слепушкина «Молебен перед боем» (1994). Судя по обмундированию воинов, на картине запечатлен эпизод Отечественной войны 1812 года. Русское христолюбивое воинство коленопреклоненно встречает чудотворную икону Божией Матери. И разве найдется сила, способная противостоять его спокойной и несокрушимой мощи? История показала, что такого противника еще не бывало. На картине «Сретение Владимирской иконы Божией Матери в Москве» (2005) С.А. Смирнов воссоздал атмосферу встречи чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году в столице, когда орда Тамерлана угрожала Руси новым сокрушающим нашествием. После перенесения Владимирской иконы в Москву Матерь Божия явилась гордому предводителю орды и приказала отойти от пределов Российских. Среди всех дипломов особняком стоит работа Т. Юшмановой «Деревенские посиделки в праздничный день» (2000). У палисадника на скамейке под березой старики и старушки собрались послушать гармониста. Типичная картина уходящего русского деревенского быта. «Новых русских» она не тронет, зато очень нравится тем, кто не утратил чувства национального самосознания. Сибирский художник А.В. Реметня в своей дипломной картине «Русский изобретатель» (2009) коснулся очень важной темы. Господь дал русскому человеку великие таланты. Один из них – дар научных и технических открытий и изобретений. Ни один народ в мире не изобрел и не открыл столько, сколько наши соотечественники. Велосипед, автомат, самолет, вертолет, бомбардировщик, телеграф, радио, телевидение, персональные компьютеры; первые полеты в космос, высадка на Луне, запуск атомной электростанции, реактивный пассажирский самолет, первая в мире орбитальная станция – все эти изобретения и открытия принадлежат русским. Русскими же введена в науку физика и физическая химия. Наркоз, водолазный аппарат, парашют, лампа накаливания, гипс, лазер... Этот список можно продолжать долго. Зарубежные ученые зачастую присваивают себе русские изобретения. Но они обманывают лишь мир и самих себя, а Бога обмануть невозможно. В категории пейзажной живописи, наверное, самой замечательной дипломной работой можно назвать картину В.А. Савиновой «Дивный остров» (2005). И действительно, пейзаж дивный! Скорее всего, это один из Валаамских островов. Здесь одновременно и сказка, и поэма. Зритель то ощущает себя на острове Царя Салтана из поэмы Пушкина, то вспоминает стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий». По-своему замечательна серия пейзажей (2002) выпускницы Ю.В. Леньковой, посвященная Соловкам. Картина «Секирная гора. Путь восхождения» рисует конкретное святое место, которое в годы гонений стало Голгофой для тысяч новомучеников и исповедников. Холст напоминает нам об их подвиге, ведь на их крови возрождается сегодня наша Церковь. Вторая работа Ю.В. Леньковой «Вечер у Секирной горы» раскрывает ту же тему. На дипломной картине А.В. Трямкина «Осень» (2002) изображены деревня, пашня, церковь и речка – знакомый и родной каждому русскому человеку пейзаж. Стихотворением в красках выглядит полотно Е.А. Загайного «Закат» (2006), на котором запечатлен закат на берегу реки и играющий на жалейке пастушок – элегия на тему древней Руси. Диплом И.Б. Кириллова «Разлив» (2006) заставляет вспомнить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»: «Разливы рек ее, подобные морям...» Работа К.В. Киселева «Новоспасский монастырь» (2001), а также И.М. Павлова «Козьмодемьянск XIX века» (2008) изображают сохранившиеся до наших дней осколки Святой Руси, по которым можно судить о красоте и величии целого. + + +
Собираясь посетить Академию живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, я ожидал увидеть хорошую выставку работ выпускников, а увидел на полотнах… саму Святую Русь. Эти картины заслуживают того, чтобы с ними познакомилось как можно больше зрителей, особенно из поколения, грядущего на смену нам.
Александр МАЛИНИН | |
|
Всего комментариев: 0 | |