Верою исцеляюсь
Главная » 2012 Январь 21 » Патриарх Филарет: Мы хотим создать нормальную церковь
20:06 Патриарх Филарет: Мы хотим создать нормальную церковь | |
На днях для Weekly.ua дал интервью псевдо-патриарх общественной организации "Киевский патриархат УПЦ" Михаил Денисенко. Я специально сохранил все интервью в первородном состоянии для того, что бы вы сами, читатели портала "Верою исцеляюсь" смогли духовными глазами увидеть всю лживость современных иуд, выливаемую на головы верующих лживыми СМИ. С какой целью - Вы сами, дорогие братья и сестры догадываетесь
Администратор.
Патриарх Филарет: Мы хотим создать нормальную церковь
Накануне праздника Крещения глава Украинской православной церкви Киевского патриархата рассказал Weekly.ua о будущем православия в нашей стране, личных отношениях с Московским патриархом и украинской властью. Патриарху есть что вспомнить, 23 января ему исполнится 83 года, а 4 февраля — 50 лет его архиерейского служения
Согласно соцопросам Киевский патриархат стал самой популярной церковью в Украине. В чем причина? Ф. Украинский народ хочет иметь свою церковь. А настоящей украинской церковью, независимой от Москвы, является УПЦ Киевского патриархата. Отсюда и популярность, которая растет и будет расти до тех пор, пока в нашей стране не будет создана единая поместная православная церковь. И хоть сегодня у Московского патриархата в Украине приходов и духовенства больше, но народной поддержки — меньше, чем у нас.
Разве популярность не зависит от количества храмов? Ф. Приходов у Московского патриархата больше потому, что власть регистрирует их без препятствий, а наши — с оговорками. Кроме того, подавляющее большинство храмов, которые действовали во время советской власти, автоматически перешли к Московской патриархии. А нам пришлось служить во временных помещениях, строить новые храмы. Недавно сорвались ваши переговоры об объединении Киевского патриархата с Украинской автокефальной православной церковью. Почему?
Ф. Мы третий раз начинали переговоры, и в третий раз они закончились ничем. Дело в том, что руководители УАПЦ желают отстранить меня от руководства церковью. Дескать, патриарх Филарет и предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий должны отказаться от должностей, а после этого церкви объединятся и выберут нового патриарха. Такое условие ставится в течение многих лет, потому что сместить меня с киевской кафедры — давнее желание Москвы. А митрополит Мефодий его озвучивает. А какова судьба комиссии по переговорам между церквями Киевского и Московского патриархатов?
Ф. Была такая комиссия по подготовке диалога между нами, и подготовка осуществлялась довольно успешно. Но как только в Москве увидели, что эта деятельность может привести к объединению наших церквей, комиссия исчезла. Наша цель — создание единой поместной церкви — Москву не устраивала. На словах Москва за объединение, патриарх Кирилл постоянно выступает за преодоление раскола в украинском православии, но он имеет в виду возвращение нашей церкви в Московский патриархат. Мы тоже за объединение, но объединенная украинская церковь должна стать независимой от Москвы. У нас цели разные.
Разве в украинской церкви Московского патриархата не осознавали эту разницу, когда создавали комиссию? Ф. Осознавали. И наша цель им известна. И они прекрасно знают, что в Украинской православной церкви Московского патриархата растут так называемые автокефальные настроения. До требований настоящей автокефалии там не доходит, но духовенству, епископату и верующим хочется, чтобы их церковь хотя бы сохранила свой самостоятельный статус в рамках Русской православной церкви. А патриарх Московский Кирилл поставил перед собой цель вообще уничтожить независимость УПЦ МП. Этим обусловлены его частые приезды в Украину, в официальных документах Священного синода русской церкви исчезло даже название «Украинская православная церковь». В постановлениях Синода теперь говорится, что патриарх посетил Киевскую, Харьковскую Луганскую, Черновицкую епархию Русской православной церкви. Это свидетельствует о том, что там не хотят видеть самостоятельную украинскую церковь даже в составе Московской патриархии. А митрополит Владимир и его окружение, наоборот, отстаивают сохранение самостоятельного статуса. Митрополит Владимир серьезно болен, на 26 января даже запланировано заседание Синода УПЦ МП, на котором может быть избран и.о. главы этой церкви. Это спровоцировало множество прогнозов о будущем церкви. Как, по-вашему, будет развиваться церковная жизнь в Украине? Ф. Выбирать нового предстоятеля при живом не подобает. А на покой он уходить не собирается. Дай бог, чтобы митрополит Владимир мог руководить и дальше, но борьба за его место действительно началась. Выдвигаются разные кандидаты. Борются две силы — пророссийская, которая не хочет самостоятельности, и та часть епископата, которая самостоятельность отстаивает. Кого изберут следующим предстоятелем, сейчас не известно, но если им станет украинофоб митрополит Одесский Агафангел, в УПЦ МП будет раскол. И та часть церкви, которая удалится от Агафангела, придет в Киевский патриархат. Во всяком случае, Московский патриархат в Украине не стабилен, в нем идет борьба противоположных сил. А наша церковь растет и развивается. Вы общаетесь с митрополитом Владимиром?
Ф. С митрополитом Владимиром мы общаемся на официальных мероприятиях. А за его здоровье мы отслужили молебен во Владимирском соборе. Предстоятель Украинской грекокатолической церкви Святослав заявил, что его церковь солидарна с Киевским патриархатом. В чем это выражается? Подразумевается ли участие грекокатоликов в создании единой поместной церкви?
Ф. Блаженнейший Святослав так заявил потому, что нас с грекокатоликами объединяют национальные чувства. Мы одинаково поддерживаем украинскую государственность, вместе боремся с пороками общества: пьянством, наркоманией, гомосексуализмом, абортами, коррупцией. Но переговоров об объединении мы не ведем, ведь они — часть католического мира и подчиняются папе, а мы — часть вселенского православия. Объединение католицизма и православия от их частей не зависит. Украинские церкви прекрасно уживаются и друг другу не мешают. Почему православных не устраивает нынешнее положение вещей?
Ф. Не устраивает потому, что существует раздел церкви внутри одной территории, одного народа. Апостольское учение гласит, что каждый народ должен знать своего первоиерарха. Не важно, как он называется — патриархом, митрополитом или архиепископом, важно, чтобы народ имел одного предстоятеля, а не троих, как сейчас. Поэтому мы и хотим создать нормальную церковь, которая бы соответствовала канонам и апостольскому учению. Церковь Московского патриархата называет себя канонической, ссылаясь на то, что ее признают другие православные церкви. А вы, получается, неканонические?
Ф. Название «каноническая церковь» — это московская выдумка. Такого понятия не существует. Москва выдумала его, когда возник Киевский патриархат. В молитве «Символ веры» говорится, что мы исповедуем веру в «единую святую соборную и апостольскую церковь». Слова «каноническая» там нет. А Вселенский собор постановил, что к этой формулировке нельзя ничего добавлять. Нашему развитию не мешает то, что нас пока не признают. Нам только двадцать лет, и ничего противоестественного тут нет. Все православные церкви прошли этот путь. Греческую церковь не признавали два десятка лет, болгарскую церковь — 70 лет. То же самое происходило с румынской, сербской церквями. А дольше всех не признавали русскую церковь — 141 год. Главное, чтобы мы были православной церковью, росли и укреплялись. Что мы и делаем. Народ видит, что мы ни в чем не погрешаем против веры, канонов, христианской морали. Потому и идет в Киевский патриархат. В 1976 году вы участвовали в возведении в епископский сан нынешнего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Каким он тогда был?
Ф. За свои пятьдесят лет архиерейства я возвел в сан 112 епископов. Среди них был и патриарх Кирилл, и митрополит Владимир, и много других архиереев русской и украинской церквей. Кирилл тогда был ректором Ленинградской духовной академии. Человек способный, энергичный, умный. Мы с ним сотрудничали на поприще экуменизма, защиты мира. Были очень хорошие отношения, мы доверяли друг другу. Сегодня он с вами общается?
Ф. Я поздравлял его с избранием патриархом, желал ему помощи божьей. Ответа нет. Не только он — все архиереи Московской патриархии не общаются со мной. А это признак слабости. Епископам дано общее указание изолировать нашу церковь не только от православных церквей, но и от всего христианского мира. Тем самым довести до такого состояния, чтобы она погибла. Однако им это не удается. Хотя мы официально не имеем молитвенного единения, мы поддерживаем контакты с Константинопольским и Иерусалимским патриархами, с грузинской, румынской, болгарской и другими церквями. И думаю, из изоляции выйдем. Президент Виктор Янукович предложил Иерусалимскому патриарху принять участие в преодолении раскола в Украине. К чему это приведет?
Ф. Это просто добрые пожелания. И президент Ющенко тем же занимался. Мне не ведомо, как наш президент рассчитывает преодолеть раскол — по-московски или по-украински. Изменилось отношение власти к Киевскому патриархату?
Ф. Ющенко считает себя верующим нашей церкви и до сих пор ходит во Владимирский собор, а Янукович никогда во Владимирском соборе не был. Но если вначале его правления были попытки захвата наших храмов Московским патриархатом, сейчас они прекратились. На защиту нашей церкви встали украинские общественные организации, политические партии, Европа, Америка, а главное — верующие. К тому же в Украине теперь нестабильность, и для власти важно консолидировать общество. А церковь может объединить людей, и власть на нас в этом рассчитывает.
Юлия Тимошенко прихожанка Киевского патриархата?
Ф. Наша. Мы молимся за нее. Я не вмешиваюсь в дела суда, но писал и президенту и судьям, просил, чтобы по отношению к Юлии Владимировне поступали справедливо. Наш священник встречался с ней на суде, а сегодня нас не пускают. Скоро будут выборы. Обращаются к вам политики за поддержкой?
Ф. Всегда обращались и будут обращаться перед выборами. Чемоданы с деньгами не приносят?
Ф. Никаких чемоданов, и вообще ничего не приносят. Просто просят о поддержке. Но мы не можем заниматься политикой и поддерживать какую-то партию. Наша позиция — поддерживать всех, кто за украинскую державу. Если это кандидат от Партии регионов, то и его поддерживать, если он за независимость украинского государства. Официально мы не имеем права вести агитацию, и этого принципа придерживаемся. Вот в церквях Московского патриархата открыто агитировали за Януковича, а потом раскаивались. Киевский патриархат, автокефальная и грекокатолическая церкви молились на Майдане во время «оранжевой революции». Разве это не поддержка политических сил?
Ф. Мы неравнодушны к тому, что происходит в обществе, и защищаем интересы украинского народа. Когда народ восстал и вышел на Майдан, с кем должна была быть церковь? Разве не с народом, который к ней принадлежит?
Вы родом из Донецкой области. Ощущаете ли особое отношение как к земляку со стороны выходцев из Донбасса?
Ф. Многие выходцы из Донецкого региона поддерживают Московскую патриархию, а поскольку я для них раскольник, со мной не хотят общаться. Но не все. Донецкая земля — украинская. Если вы хотите узнать Донбасс, нужно проехаться не по городам, не по шахтам, а по селам — и вы услышите украинский язык. Он там испокон веков — с тех времен, как там поселились люди. Вас часто обвиняют в том, что вы женаты, хоть и монах, что вы агент КГБ. Откуда это?
Ф. Я не женат и никогда не был женат. Все это неправда. А что касается КГБ, то нужно сказать, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи. Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все. И какое же у вас звание?
Ф. Никаких званий не было. Это домыслы. Нужно учесть, что в советском тоталитарном государстве все было под контролем. Я должен был согласовывать свою деятельность с государством. Например, архиерей не имел права назначить священника на приход без согласия КГБ. В те времена были случаи нарушения священниками тайны исповеди? Или это выдумки?
Ф. Это не выдумки. Я расскажу, что было со мной. Когда я стал иеромонахом, меня вызвали в военкомат. Там были офицеры госбезопасности, которые предложили мне передавать им то, что мне будут говорить на исповеди. Я отказался. Тогда на стол положили пистолет и стали угрожать мне расстрелом. А дело было в сталинские времена. Но я ответил, что мне как монаху все равно когда умирать. Безразлично — в двадцать, семьдесят или сто лет. Как они меня ни ломали, ничего не вышло. Поэтому ко мне отношение было осторожное. Знали, что я не пойду на доносы на своих братьев. Знали до последнего времени. И сейчас знают.
ДОСЬЕ Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (в миру Михаил Денисенко) родился 23 января 1929 года в селе Благодатное Донецкой области. Окончил Одесскую семинарию и Московскую духовную академию. Руководил Саратовской, Киевской семинариями, подворьем Русской православной церкви в Египте. 4 февраля 1962 года был возведен в сан архиерея. Служил управляющим Рижской епархии, епископом Венским, ректором Московской семинарии. С 1966 по 1992 год — митрополит Киевский. В 1991 году после обретения Украиной независимости выступил за самостоятельность украинской церкви. После создания Киевского патриархата в 1992 году стал заместителем патриарха, а с 1995 года — патриархом Киевским и всея Руси-Украины. За это был предан анафеме Русской православной церковью в 1997 году. Патриарх Филарет удостоен наград ряда православных церквей, орденов Дружбы Народов, Трудового Красного знамени, Ярослава Мудрого.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |