Верою исцеляюсь
Главная » 2011 Май 18 » Станислав МИНАКОВ Бодрствующий и по блаженной кончине
00:36 Станислав МИНАКОВ Бодрствующий и по блаженной кончине | |
Его называли Богомудрым — святителя Афанасия, Лубенского, Харьковского и всея России чудотворца и покровителя. Почитание этого святого в южных русских пределах весьма велико: своей земной и посмертной судьбой, а также духовной, молитвенной жизнью и постоянным общением с русскими государями он связал не только породивший его средиземноморский остров Крит, но и Полтавщину, Харьковщину, да и всю Россию. Сегодня его называют Афанасием Сидящим, поскольку (удивительная вещь!) его честные мощи покоятся не в обычной гробоподобной раке, а усопший святитель сидит на возвышении, под сенью, располагающейся в правом, южном приделе Благовещенского кафедрального собора Харькова.
Благовещенский кафедральный собор в Харькове
Мощи святителя открыты взорам прихожан, в сущности, с трех сторон. «Будто на патриаршей кафедре, он представляется благоговейному взору как бы только что погрузившийся в непробудный сон. Глава его, осененная митрою святительскою, склонилась на правое плечо, и десница простерта на коленях, для лобзания верующих, а в левой руке он держит свой пастырский жезл, как бы доселе управляя Вселенскою паствою. Так погребли его по чину и обычаю патриаршему, так и обрели, спустя немного лет, бодрствующим и по блаженной кончине».
Честные мощи Афансия Сидящего
Не иссякает поток страждущих поклониться его честным мощам. Ведь, согласно учению церкви, мощи святых (в любом виде) являются носителями благодати, с помощью которой могут изгонять бесов, исцелять и творить иные чудеса. В постановлениях Седьмого Вселенского собора сказано: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Митрополит Макарий (Булгаков) в XIX веке писал о святых мощах: «Изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления — как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел». Однако наличие нетленных мощей не является обязательным условием для канонизации святого. В харьковском Благовещенском соборе пребывают и честные мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского, а также священномученика Александра (Петровского). Предстоятель Русской Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время недавнего визита в Харьков поклонился трем харьковским святым, и первым, конечно же, по старшинству канонизации, святителю Афанасию.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл у честных мощей свт . Афанасия Лученского в Благовещенском соборе Харькова. 7 мая 2011 года
* * *
Полное именование святого: Афанасий III (Пателларий) Сидящий, Патриарх Константинопольский (Цареградский), Лубенский и Харьковский чудотворец, святитель. Уроженец (1597 год) критского города Рефимна (Ретимна) происходил из знатного греческого рода Пателлариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Блестяще образованный человек («Я был, — писал он о себе, — знатоком богословия, математики, риторики, многотрудной грамматики, пиитики, астрологической премудрости, музыки и других искусств»), свт. Афанасий после кончины отца принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне. Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в высоком обществе острова Крит, но добровольно оставил свои привилегии, отрекся от всех прелестей, посвятил себя служению Богу, приняв иночество, и впоследствии стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых, переводчик с еврейского на новогреческий язык Псалтири, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмос.
У образа Святого Афанасия. Мгарский монастырь
Биографы свидетельствуют: «Со времени возведения в сан епископа, а затем и патриарха, для Святителя начался тесный путь, — путь печали, огорчений, душевных и телесных страданий, смиренно пройденный им под тяжестью патриаршего титла. Господу угодно было испытать терпение патриарха Афанасия в унижении и твердость в исповедании, и он остался непреклонно верен Ему до конца дней своих». Он был святителем среди валахов и молдаван, затем епископом Фессалоникийским (Солунским). Солунская митрополия, в пределах которой находится св. гора Афон, самая ближайшая к Царьграду, была наиболее разорена турками. Бедственное состояние, беспорядки в церковном управлении, религиозное смятение умов так тяжело поразили нового епископа, что он готов был даже совсем отказаться от епископства. Но вера укрепила его волю. «Возврата нет, — писал митрополит Афанасий, — волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: положивый руку на рало и оглядывающийся вспять не есть управлен в царствии Божии (Лук. 9, 62). Званому на брак не следует печалиться, и положившему руку на рало — оглядываться назад». В марте 1634 года, после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, митрополит Афанасий был возведен на патриарший Константинопольский престол. После возвращения патриарха Кирилла пробыл некоторое время на Афоне, один год жил в Италии, где папа предлагал ему принять католичество, обещая возвести в кардинальское достоинство. В конфликте с турками, снова став на Солунскую епархию, святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах. В целом он трижды восходил на патриарший престол, вел непростую борьбу с турецкими правителями и иезуитами. Был и ссылаем на знаменитый остров Родос, после ссылки на который до нового его поставления на Солунскую кафедру прошло 15 лет. На лучшем месте Афона святитель положил начало будущей Русской обители, сам того не ведая, что келия его со временем привлечет русских тружеников — из той земли, где ему суждено будет упокоить свои кости. Интересная преемственность: столетие спустя другой изгнанник Вселенского престола, патриарх Серафим, искал себе убежища в мирном приюте Афанасия и украсил его. Но вынужденный бежать оттуда во время Турецкой войны, при великой Екатерине, он нашел себе последнее пристанище в той же мирной обители Лубенской, где почил его предместник Афанасий. А еще сто лет спустя, в бывшей келии двух патриархов Вселенских, при церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, основателя Византийской кафедры, устроился на Святой горе Афонской скит собственно Русский, как бы в вознаграждение за то гостеприимство, которое даровала Россия обоим патриархам. Духовные связи святителя Афанасия с Россией установились еще до его патриаршества, вскоре после поставления на Солунскую митрополию. В 1631 году он дал от себя просительную грамоту к царю Михаилу Феодоровичу — епископу Косме, который проживал на Святой горе в Иверском монастыре; он послал чрез него Государю в благословение частицу мощей святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, и миро от святого великомученика Димитрия, умоляя помочь ему в бедственном положении и освободить от тяжкого долга (более 5000 рублей), образовавшегося еще до его поставления митрополитом. Увы, русский царь помочь финансово тогда не имел возможности. В предпоследний год царствования Михаила Феодоровича, 24 Августа 1643 года свт. Афанасий снова писал Государю: «Отверзи щедроты милосердия своего, державный Царь, приими нас, всегдашних твоих нищих богомольцев, и поспеши милостию своею на помощь прехвальному престолу Солунскому, который погибает до конца от неверных иудеев и агарян; выкупи из рук их священные сосуды и ризы; они держат их у себя на поругание веры Христианской. Поелику неизреченныя милости творит повседневно боговенчанное и самодержавное Царствие ваше, то да будет и сей православный престол Солунский утвержден и сподоблен христолюбивой благодати вашей; инаго пристанища пред Богом не имеем. Ты, Царь, нам, всем православным христианам, помощник и столп благочестия, и к тебе все, как отцу и утешителю, в печалях наших прибегаем; призри нас, святый Царь, потому что, без вашей богатой милости и помощи, невозможно мне возвратиться и спастись от погибели, и митрополия наша разорится до конца от тяготы долгов наших, коих пятнадцать тысяч ефимков…» Приходилось писать к русскому самодержцу еще не раз, по разным поводам — с просьбами о помощи не лишь в своих тяжких обстоятельствах, но и ходатайствовать за других, информировать о военных и политических событиях Европы, Рима, Турции. Свт. Афанасий посетил в 1653 году молдавского господаря Василия Лупу и малороссийский Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким (примерно за год до Переяславской рады, состоявшейся в январе 1654 года), от которого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу. Документы свидетельствуют о торжественной встрече святителя патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Он привез Государю «образ Спасов в кивоте, крест деревянный резной, мощи Евангелиста Матвея, святое миро, составленное всеми четырьмя Вселенскими патриархами; от архимандритов же: Янинского — резной крест, а от Критского — мощи Св. Алексия Божия человека». Во время пребывания в Москве по просьбе русского царя и патриарха святитель записал греческий порядок архиерейской литургии, определивший впоследствии тот, что существует в русской церкви до настоящего времени. Получив частичное вспомоществование, святитель отправился на богомолье в Сергиеву лавру. А позже испросил царской грамоты, написав челобитную царю, в которой были такие слова: «Потому что как я ехал к тебе к Москве чрез войско Запорожских казаков, в то, Государь, время, приходили на исповедь многие черкасы, и по обычаю своему, просили у меня, богомольца твоего, разрешительной грамоты, и мне было в те поры послать в Киев, напечатать разрешительные грамоты, некого; а как я, богомолец твой, из Москвы поеду назад, те, Государь, Запорожские казаки, начнут у меня, богомольца твоего, разрешительных грамот просить, а иные вновь на дух приходить будут, Царь Государь, смилуйся пожалуй. Бывший Константинопольский Патриарх Афанасий, благочестивейшаго Царя теплейший и неусыпный молитвенник». Некоторые источники полагают, что Свт. Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской раде, а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого. Тем не менее на пути в Галац святитель заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны на Полтавщине.
Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь
Обитель эта, находящаяся в Малороссии, была создана в 1619 году, по благословению епископа Перемышльского Исаии, соименным ему игуменом Густынским, на средства княгини Раины Корибутовой, урожденной княжны Вишневецкой, которая была замужем за старостой Овручской области. Церковь во имя Преображения была в то время еще деревянная и довольно убогая; только 40 лет спустя усердием гетмана Самойловича была поставлена на ее место нынешняя великолепная церковь, которая красуется на вершине лесистой горы, слывущей Фавором Мгарским, над рекой Сулой. К слову, через сотню лет, с 1737 года, игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря стал уроженец Полтавщины святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (святые мощи которого в наши дни покоятся в Преображенском соборе города Белгорода)… 25 февраля 1654 года свт. Афанасия гостеприимно встретила монастырская мгарская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем). Жития свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить». Показывают близ обители уединенный холм, куда, по преданию, любил приходить молиться свт. Афанасий, он и теперь слывет святительским; правда, едва ли по болезненному своему состоянию святитель мог пользоваться в зимнее время краткой прогулкой. Скорее всего, народная память соединила патриарха Афанасия с частым молитвенным посещением холма другим патриархом Цареградским Серафимом, который провел несколько лет в уединении в Лубенской обители.
У Спасо-Преображенского Мгарского мужского монастыря
Святитель Афанасий отошел к Богу 5 апреля 1654 года и был погребен в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. На гробнице была сделана надпись: «Сын! если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклону: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей — Христом». Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох». 1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 (15 по нов. ст.) мая — в день памяти свт. Афанасия Великого, Патриарха Александрийского. Нетленные мощи святителя Афанасия Сидящего неоднократно были переносимы с места на место, стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об его исцеляющих мощах распространилась далеко за пределы Лубенщины, и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, получая исцеления от недугов. Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах началось изъятие церковных ценностей, и вскоре из Харькова приехал нарком С. П. Середа с письмом от Г. И. Петровского — с требованием изъять гроб Афанасия Сидящего, сделанный из чистого серебра весом в 4 пуда 10 фунтов. В ответ население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило в монастырь, не давая безбожникам приблизиться к мощам святого, окружив собор живым кольцом в десятки тысяч людей. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа, а народ ежедневно прибывал. Тогда власти начали в районе монастыря военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой и криками «ура», прислав до 3 000 солдат и курсантов, но и маневры не смогли разогнать народ. Только с началом уборочной страды люди стали расходиться. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку безбожники отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и честные мощи святителя, где они вначале хранились в музее. С именем святителя Афанасия также связывают чудотворную икону Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» (празднуется 19 ноября по ст. ст.), посланную после его кончины на Афон, но вновь принесенную в Россию в 1863 году.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |