Верою исцеляюсь
Главная » 2011 Май 21 » ТАЙНА ИОАННА БОГОСЛОВА в 2-х частях Священник Андрей Горбунов
12:34 ТАЙНА ИОАННА БОГОСЛОВА в 2-х частях Священник Андрей Горбунов | |
Или о том, что говорит Апокалипсис об определении границ истинной Церкви Христовой в последние времена.
ЧАСТЬ 1
На правильности предлагаемого в данной статье раскрытия «тайны Иоанна Богослова», конечно, не настаиваю. Эта статья - только лишь опыт компоновки и современного осмысления тех указаний на «великую тайну» (по выражению преп. Нектария Оптинского) явления апостола Иоанна перед Вторым Пришествием Господним, которые есть в Священном Писании и церковном Предании и которые в последнее время привлекают все большее внимание православных христиан. Сознавая свои немощи и недостоинство, прошу у читателей прощения за возможные недочеты и погрешности в рассуждениях и выводах, допущенные при исследовании столь важного и сложного вопроса. Автор-составитель иерей Андрей Горбунов. «Русский человек, может быть, и плохой делец, но братский человек... Эта русская братскость есть выражение веры и Царства Божия» Вальтер Шубарт, «Европа и душа Востока» Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апокалипсис (Откровение апостола Иоанна Богослова) - книга таинственная. «Сколько в ней слов, столько и тайн», - говорил святитель Василий Великий. Немногие из Святых отцов решались толковать эту новозаветную библейскую книгу, так как дать сколько-нибудь точное объяснение пророчеств о вещах еще не совершившихся было крайне затруднительно. Однако при толковании Апокалипсиса Святые отцы всегда замечали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться те самые события, о которых в нем идет речь. Иначе говоря, содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. В последние времена, когда «умножится ведение» (Дан. 12, 4), печать тайны будет снята с пророчеств. Само время, сама историческая картина раскроет содержание этих пророчеств, но раскроет, конечно, только тому, кто будет не только читать их, но и размышлять над ними, вдумываться в них, сличать происходящие события и явления с тем, о чем говорится в Апокалипсисе, и еще - будет переживать о мире... Вот почему апостол любви Иоанн Богослов говорит: «И взял я книжку (книгу с откровением о кончине мира) из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10, 10). Это означает, что «Иоанн не огорчился, но даже наслаждался и утешался, когда оставался лишь при сознании получения Божественного откровения, которое само по себе, как общение с Богом, должно быть источником сладости и утешения. Когда же он перенес содержание этого откровения на себя и других, к кому оно относилось, то его утроба исполнилась горечи, т. е. сердце наполнилось чувством сострадания и соболезнования (св. Андрей Кесарийский)» («Толковая Библия» проф. А. П. Лопухина). Подобно апостолу Иоанну, в Ветхом Завете пророк Иезекииль получил от Господа свиток (форма книг, употребляемая древними), «который исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе"» (Иез. 2, 10); и Господь также повелел ему этот свиток съесть. «И я съел его, - говорит пророк, - и было в устах моих сладко, как мед» (Иез. 3, 1-3). Таким образом: «Оба пророка (Иезекииль и ап. Иоанн) получили дар пророчества под одним и тем же видом, вдохновение одного Духа Божия и одинаковое действие этого вдохновения. Оно сладко, потому что изливалось на них от Духа благодати и истины, от источника верховного блаженства для души, - и горько, потому что раскрывало несчастную и плачевную участь людей, которых ожидают казни неба за нечестивую и преступную их жизнь. Сострадательное, человеколюбивое сердце апостола, радующегося с радующимися и плачущего с плачущими (Рим. 12, 15), не могло, конечно, не чувствовать всей горечи скорби, провидя погибель множества душ человеческих» (Ф. Яковлев, «Дар пророчества»[1]). Из Евангелия и церковного предания нам известно, что апостол Иоанн Богослов обладал в высшей степени пылкой натурой. Главной особенностью его духовного облика была глубокая и пламенная любовь к Богу и ближним. Апостолу Иоанну были свойственны редкая чуткость к другим, сострадание и болезнование сердцем о погибающих. Также отличительными чертами его характера были исключительная наблюдательность и восприимчивость к событиям и явлениям, которые сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь апостола. Вот почему именно его, возлюбленного ученика Своего, избрал Господь для получения откровения, заключающего в себе пророчества о конечных судьбах мира и Церкви. Вот и сейчас, когда многие апокалиптические пророчества, относящиеся к концу мира, уже начали исполняться, духовный смысл происходящих ныне событий и их соответствие словам Апокалипсиса открывается только тем христианам, которые переживают о мире, чувствуют его трагедию и свою ответственность за то, что в мире происходит. «Чем глубже наша собственная духовная жизнь, - говорил о толковании Апокалипсиса выдающийся православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз; †1982), - тем глубже будет наше понимание таких книг»[2]. Знаменитый афонский старец Паисий (†1994), например, так подписывал свои послания о «знамениях времен»: «Со многой болью и любовью Христовой». «Духовный человек - весь сплошная боль, - говорил отец Паисий, - ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Именно за эту боль ему воздается божественным утешением». Другой духоносный старец, схиархимандрит Феодосий (в монашестве Ахила) Почаевский (†2003), так говорил о наступивших предантихристовых временах: «Люди, у которых сердца горят любовью к Богу и Божией Матери, будут понимать хитрости диавола». ТРЕТИЙ ПОСЛАННИК Как мы знаем, согласно общепринятым толкованиям Апокалипсиса, перед концом мира на землю Богом будут посланы праведный Енох[3] и пророк Илия. Однако, по мнению некоторых толкователей, будет и третий исключительный посланник Божий во времена антихриста - сам автор Апокалипсиса, апостол и тайнозритель Иоанн Богослов. Согласно этой точке зрения, апостол Иоанн, как и Енох и Илия, не умер, но, по воле Божией, был живым с телом взят на небо, чтобы перед кончиной мира вновь проповедовать на земле. Указания на это можно найти как в церковном Предании, так и в Священном Писании, а именно - в Евангелии от Иоанна и в Апокалипсисе. В кратком жизнеописании святого Иоанна Богослова, помещенном в богослужебном Евангелии, так говорится о кончине апостола: «поживе лет 120 и по сих живого себе тамо (в Ефесе) погребе Божиею волею». В Житии апостола Иоанна Богослова читаем: "Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть, время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав еще наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол сказал: "Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею". И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и поцеловав еще с большим плачем покрыли его совсем. Услыша об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, но ничего не нашли там и весьма не мало плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И всякий год, в восьмой день месяца мая, появлялось из гроба его благовонное мvро (в слав. тексте жития - «прах тонкий») и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим, в честь Бога, в Троице славимого во веки веков, аминь» («Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского»: Сентябрь. - Москва, 1902 г., Синодальная Типография, с. 590)[4]. И в Житии святой мученицы Ермионии сказано: «Святой апостол Филипп, крестивший вельможу Эфиопской царицы Кандакии, имел четырех дочерей, о коих евангелист Лука замечает, что они были пророчицами и девами. Их них Ермиония и Евтихия отправились в Асию, ища святого Иоанна Богослова, но не нашли его, ибо Господь преложил его, как некогда Еноха и Илию» («Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского»: Сентябрь. - ... с. 113). На месте погребения апостола Иоанна (в нынешней Турции) ежегодно, именно в восьмой день мая (видимо, такая дата символизирует вечный «восьмой день»), стал появляться тончайший розовый прах, который собирали верующие для исцеления от различных болезней. Ради этого чуда исхождения «тонкого праха» Церковью и установлено празднование святому апостолу Иоанну 8 (21) мая. А мощей этого великого святого не имеется, как нет и никаких сведений о его теле (кроме сведений об исчезновении тела из зарытой могилы) или мощах. У других же апостолов Христовых имелись святые мощи и истории этих мощей. «ХОЧУ, ЧТОБЫ ОН ПРЕБЫЛ, ПОКА ПРИДУ» В Евангелии Спаситель, отвечая Петру на вопрос о судьбе Иоанна, говорит: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». «И пронеслось это слово между братиями, - замечает апостол Иоанн, - что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21, 21-23). «Эти высокознаменательные слова Господа о сверхъестественном безсмертии Иоанна Богослова, сказанные апостолу Петру, - поясняет святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди, сказанной по поводу этих слов, - были ответом на его вопрос касательно апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Сей же что? То есть, если я буду распят и умру на кресте по Твоему предречению за проповедь и свидетельство о Тебе пред язычниками и иудеями, то какою смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему как праведный Судия, имеющий власть живота и смерти: "Если Я хочу, чтобы он оставался жив (до второго страшного Моего пришествия на землю), что тебе до этого? Ты по Мне гряди, т.е. ты умри ради Меня на кресте, как и Я умер за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до общего воскресения и суда". И прежде сего - до страданий Своих - Господь говорил прикровенно о том же безсмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом "Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). Эти слова относились к апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном[5]. Итак, Иоанн Богослов преставился, но не умер, а "доселе жив пребывает и от земли не отступает, и ждет втораго страшнаго пришествия" Владыки на землю (стихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова), - хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика и наперсника, и хранителя, и питателя Своей Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ея земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Енох, и потом словом Божиим будет жив во веки веков. Такова слава, таково безсмертие возлюбленного ученика Христова!»[6]. Блаженный Августин, епископ Иппонийский (†430), писал: «Наконец, вручая овец своих любящему и трижды исповедавшему свою любовь Петру, Он говорит, что этот же Иоанн по Его воле может жить до Его пришествия (Ин. 21, 15-25), чем, по моему мнению, Он научил нас высокому таинству, а именно: что само евангельское служение Иоанна, уносящее его к чистейшему свету Слова, где умственному взору предстает единство и неизменяемость Троицы, и весьма отличающее его от прочих как человека, в понимании которого Слово стало плотью, - (это служение) может быть точно познано только тогда, когда Господь явится Сам; поэтому Иоанн так пребудет, пока Он явится; и будет он пребывать в вере верующих, а после явится для созерцания лицом к лицу, когда придет Жизнь наша, и мы явимся с Ним во славе» («О согласии Евангелистов», кн. 4-я, гл. X). В трудах святителя Фотия, патриарха Константинопольского (†891), находят следующее место, говорящее о тайне апостола Иоанна: «... Енох и Илия и сын грома Иоанн, еще пребывая в теле. Ибо взяв их как начало всякой земной вещи, Творец показал, что хотя и согрешил Адам, но остался с телом. Однако, прожив многолетнюю жизнь, они вкусили наконец смерти, хотя и в мгновение ока. Посмотри на их веру, которая ведется от трех родов: из тех, кто прежде Закона, был взят Енох, их тех, кто после Закона, - Илия, и из тех, кто после Благодати (т. е. Нового Завета), - украшение апостолов. Таким образом, и Адам, если бы не согрешил, жил бы с ними в нетлении. О том, что девственный Иоанн не умер, как Енох и Илия, свидетельствует предание. И то, что в Евангелии говорится о нем, привлекает ум. Ибо Христос сказал о том виде смерти, которым должен был умереть за Него Петр. Петр же, услышав о своей смерти, тут же спросил о евангелисте Иоанне. Очевидно, что он спрашивал ни о чем ином, как о том, как он умрет. И Спаситель ответил: "Если Я захочу, то он пребудет, пока Я не приду, что тебе до того?" Как не то, что он будет пребывать до Его Второго пришествия, - провозвестил воистину Господь? Поэтому и во святых Кирилл воспринял слова Спасителя "иди за мной" как слова о смерти Петра. А слова "И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет" и так далее - не только не противоречат предыдущим, но и согласуются с ними. Ибо Он не говорит, что Иоанн безсмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия. Что и сам ученик подтвердил, говоря: "Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?" И понятно, что он опроверг, что он безсмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия. ...совершенно известны времена Еноха, и сколько лет он жил в мире передало Священное Писание, но не потому, что отрицается перемещение праведного вместе с телом. С этим мнением согласуются деяния возлюбленного Иоанна и жизнь, о которой многие рассказывали. Ибо он был помещен, как говорят, Его увещанием в некое место. И разыскиваемый, он не был обретен внезапно, но распространяя святость на то место, в котором он короткое время находился, из которого мы все как из источника святости сие святое поглощаем»[7]. Отдельные современные авторы высказывают предположение, что апостол Иоанн все-таки умер, но был воскрешен по образу воскрешения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, которая вторым, вслед за Господом Иисусом Христом, человеком была воскрешена с Ее преображенным телом. Вот именно этим воскресением, по мнению некоторых исследователей «тайны Иоанна Богослова», по образу будущего всеобщего воскресения мертвых, и был воскрешен Господом Его любимый ученик Иоанн. Иначе говоря, он был третьим человеком на земле, удостоившимся воскреснуть до всеобщего воскресения мертвых, а четвертым и пятым будут Енох и Илия (ср. Откр. 11, 7-12), которые были живыми взяты на небо. Правильно ли такое мнение, трудно сказать. Думается, что для нас сейчас главное все-таки знать о том, что существуют достаточно веские основания полагать, что апостол Иоанн Богослов должен прийти к нам перед Вторым Пришествием Господним. А то, каким образом он пребывал все это время живым с телом, видимо, пока не дано нам знать в точности; пока это остается тайной. «ТЕБЕ НАДЛЕЖИТ ОПЯТЬ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ»
В Апокалипсисе Ангел говорит апостолу Иоанну: «Тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих» (славянский текст: «... в людех и во племенех и во языцех и в царех мнозех») (Откр. 10, 11). «Здесь, - объясняет святой Андрей Кесарийский в своем «Толковании на Апокалипсис», - показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но через Евангелие и сие Откровение надлежит Блаженному [Иоанну Богослову] даже до кончины мира предсказывать читающим о дальнейшем, - или что он не вкусит смерти; при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых». Согласно предположению некоторых толкователей, апостол Иоанн перед концом мира будет проповедовать, главным образом, среди христиан (так как и сам принадлежал к новозаветной Церкви), пророк Илия - среди евреев (как принадлежавший к Церкви ветхозаветной, иудейской), а патриарх Енох - среди язычников (как принадлежавший к допотопному человечеству, к Церкви патриархальной), - в частности, среди индийцев[8] и китайцев, которых проповедь христианства почти еще не коснулась. «Смерть его осталась тайной, - говорит об апостоле Иоанне выдающийся современный церковный писатель и богослов архимандрит Рафаил (Карелин). - Никто не знает - жив он или умер. В Евангелии сказано, что Господь ответил апостолу Петру, спрашивавшему Его об Иоанне: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною". Некоторые из святых Отцов говорят, что Иоанн Богослов вместе с Илией и Енохом придет на землю перед Страшным Судом: Илия будет проповедовать Евангелие преимущественно иудеям, Енох - народам, не познавшим Господа, а Иоанн Богослов - христианам, которые забыли своего Спасителя...» (из проповеди «Об апостоле любви и о сегодняшнем монашестве»[9]). В книге «Начало и конец нашего земного мира» (2-е изд., СПб., 1904 г.), написанной, по-видимому, под благодатным руководством святого праведного Иоанна Кронштадтского[10], читаем: «Полагают, что Енох будет благовестником язычников, а Илия Фесвитянин - евреев. Апостольская проповедь евангелиста Иоанна потребуется лучших ради, для восстановления утраченного смысла Христова учения... Соответственно успеху проповеди Илии Фесвитянина в среде евреев, надобно предполагать, что и проповедь Еноха среди язычников и проповедь Иоанна Богослова среди христиан будет иметь большой успех... "В руке у Него была книга раскрытая" (Откр. 10, 2). Это судьбы грядущих до конца мира времен, постепенность развития которых открывалась Тайнозрителю, призванному на вторичное дело благовестия в самом конце времени... "Книжка в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал мне: тебе надлежит опять пророчествовать" (Откр. 10, 10-11), - видим отсюда, что Иоанну Богослову надлежит пророчествовать в самом конце времен о народах и племенах, и языках, и царях многих, где? - среди христианских народов... Проповедь Сына Громова (т. е. ап. Иоанна; см. Мк. 3, 17. - Свящ. А.) будет в христианских странах, а двух светильников (Еноха и Илии) в странах нехристианских». На «тайну Иоанна Богослова» есть указания и в церковных богослужебных текстах. Так, в праздник Иоанну Богослову на малой вечерне поется такая стихира: «Апостолов верх, Богословия трубу, духовнаго воеводу, вселенную Богу покорившаго, приидите, вернии, ублажим Иоанна приснопамятного, от земли переселяющегося, и земли не отступающаго, но живуща, и ждуща страшное Владыки Второе Пришествие, еже неосужденно срести нам испроси, любимиче, таинниче, Христов наперсниче, любовию совершающим память твою» («Служба и акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову», Смоленск: «Посох», 1993, с. 6; там же см. в акафисте апостолу Иоанну икос 11-й, сс. 53-54). В «Службе на преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова» из «Минеи Праздничной» (Москва, 1901 г., Синодальная Типография), есть такие слова: «Яко душею девственна тя, и телом, блаженне, Слово избра, Богослове девственниче, и Того Божества чудна показа писца и слугу, иже и от земли преставился еси, не умер, но в Бозе жив, и безсмертен пребывая» (с. 57). Преподобный Нектарий (Тихонов; †1928) Оптинский в 1924 году одной из своих духовных чад на ее вопрос: «Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет?» - ответил: «Все это будет, но это великая тайна»[11]. «Рассказывали мне, - писал С. И. Фудель (русский духовный писатель; †1977), - [два разных человека], что недавно умерший в Москве епископ Стефан (Никитин; †1963 г.), когда-то духовный сын отца Алексея Мечева, говорил недели за две до смерти о своем убеждении в том, что перед самым концом истории Церковью будет зримо руководить апостол Иоанн, еще не умиравший, но непостижимо где-то сохраняемый Богом для этого последнего своего служения. Так еп. Стефан понимал слова Христовы Петру в 21 главе Евангелия от Иоанна: "если Я хочу, чтобы он (Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе?"»[12]. Старец Феодосий Кавказский (1841-1948) говорил, что «в последние времена Апостол любви, - а именно так называли Иоанна Богослова его ученики, - будет проповедовать на Кавказе» (Сборник «Собеседник православных христиан», СПБ., 1995, сс. 31-32). О прозорливой старице схимонахине Ниле (†1999) читаем: «Более всех святых любила матушка (Нила) святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она говорила, что святой апостол любит Россию и придет к нам во времена антихриста. Одному из своих духовных детей матушка дала такую молитву: "Господи, да будет воля Твоя во мне грешном на всех путях жизни, помози остаться верным Тебе до конца. Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго. Святый апостоле Иоанне Богослове, буди наставником моим, буди предстателем и молитвенником моим пред Господом и Пречистой Его Матерью. Аминь"»[13]. ИЗМЕРЕНИЕ ХРАМА Согласно Откровению, новое пророческое служение Иоанна будет состоять в исполнении данного ему Господом поручения «измерить храм Божий» - то есть, надо полагать, в определении в предконечные времена границ истинной Церкви Христовой, или в выделении и сплочении тех христиан, которые к ней по-настоящему принадлежат. Такое определение очень актуально для нашего времени, когда столько путаницы и недоумений по вопросу о том, где же все-таки истинная Православная Церковь, какие современные православные христиане и какие церковные юрисдикции могут считаться верными Христу - Главе Церкви, а какие христиане должны признаваться отступниками и предателями, которые только имя христианское носят, а по духовному своему состоянию далеко отстоят от Церкви - Тела Христова. «И дана мне трость, подобная жезлу, - пишет в Апокалипсисе апостол Иоанн после изложения услышанных им от Ангела слов о том, что ему (Иоанну) надлежит снова пророчествовать, - и сказано (очевидно, Самим Господом): встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11, 1-2). «Это измерение, - читаем в «Толковой Библии», - имеет смысл описания, определения границ с целью сохранения и сообщения неприкосновенности измеренному и описанному предмету. Измерению подлежит прежде всего самый храм, т. е. святое святых и святилище, а также жертвенник всесожжения, который взят вместо того пространства, где он помещался, т. е. двора для народа. Наконец, предметом измерения должны быть также и поклоняющиеся в храме. Под поклоняющимися (во святом святых и святилище) разумеются только лица священнического достоинства. Поэтому измерение храма нужно лишь постольку, поскольку чрез это выясняется мысль измерения поклоняющихся. А мысль или цель этого измерения та (ср. 2 ст.), чтобы отделить и отличить их от других людей, отделить Церковь Христову от антихристианского мiра. Эти другие люди имеются в виду во 2-м стихе под внешним двором, который был предназначен для простых молящихся и для прозелитов. Внешний двор не повелевается измерять потому, что он отдан по попущению Божию на попирание язычниками. Язычники - это все люди, не принадлежащие к числу истинных почитателей Господа Бога. Попирание язычниками, т. е. неверующими и безбожниками, храма Божия следует относить ко времени антихриста, и оно означает вместе и разрушение, опустошение и осквернение святых мест, действия, тесно связанные с боговраждебностью, чем и будет отличаться время антихриста (Андрей Кесарийский). Время господства боговраждебных людей будет продолжаться 42 месяца. Это число несколько раз повторяется в Апокалипсисе (11, 3; 12, 6; 13, 5; ср. Дан. 7, 25; 12, 7), указывает на период времени деятельности антихриста и, согласно со мнением Православной Церкви, является периодом, определенным не только для Божественного промысла, но и для людей, т. е. именно так, как и сказано: 42 месяца или три с половиной года. Видение измерения храма и поклоняющихся в нем говорит о выделении Христианской Церкви, общества истинных христиан от остального общества. Таким образом, святой город Иерусалим в видении представляет собою весь мiр; храм же Божий - общество верующих в Иисуса Христа. Этот внутренний храм, внутренняя церковь, т. е. общество истинно верующих, будет окончательно выделена; истинные христиане будут поклоняться Богу духом и истиною. Истинные христиане, будучи истинными священниками (1 Пет. 2, 9), будут иметь доступ к Богу, как истинные дети в доме Божием, как истинные священники во святилище (Андрей Кесарийский). А внешний двор храма, т. е. неверующий и нечестивый мiр (точнее сказать, что внешний двор храма - это псевдохристиане, т. е. ложные, обмирщенные христиане. - Свящ. А.), вместо церковного и христианского руководства, отдает себя под руководство своих безбожных представителей (т. е. мнимые, теплохладные христиане, живущие и рассуждающие по стихиям «мира сего», отдали себя под руководство не Духа Святого, а антихристианской власти и боговраждебного духа «мира сего». - Свящ. А.). Они-то и будут попирать внешний двор храма, т. е. будут уничтожать все святое и христианское в душе и жизни подчинившегося им грешного человечества. И это будет продолжаться все 42 месяца господства антихриста, до самого Второго пришествия». Во внутреннем дворе ветхозаветного Иерусалимского храма (во святом святых и святилище) могли находиться только лица священного сана. Так и в новозаветное время во внутреннем дворе храма (Церкви), который измеряет апостол Иоанн, находятся все истинные христиане[14], которым слово Божие говорит так: «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (Пет. 2, 9; см. также 2, 5). И в Апокалипсисе сказано, что Господь наш Иисус Христос «соделал всех истинных Своих последователей царями и священниками Богу и Отцу Своему» (см.: Откр. 1, 6; 5, 10; 20, 6). Архимандрит Рафаил (Карелин) кратко, но очень точно и емко сформулировал, что под «внутренним двором Церкви» следует понимать «число тех (христиан), чьи сердца действительно находятся в световом поле благодати»[15]. С. И. Фудель, размышляя над тайной Иоанна Богослова и его миссии в последние времена, писал: «Очевидно, в последние времена ложное христианство и ложная духовность будут так сильны, что отличить тьму от света, Церковь от не-Церкви можно будет только припадши к груди Иисуса в неусыпающем подвиге любви... Рядом с Церковью - Невестой Христовой существует в истории под общими церковными сводами ее темный двойник. И вот, чем глуше и темней будет становиться церковная жизнь ("Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"), тем все сильнее будет в Церкви ожидание явного руководства, слышимых слов того Апостола, который, как он сам о себе сказал, "слышал и видел своими очами Слово жизни, рассматривал Его и осязал своими руками". Может быть, только такие непорочные руки смогут в те времена "умножения беззакония" и последнего смятения управить корабль Церкви... Жезл (данный в Апокалипсисе апостолу Иоанну. - Свящ. А.) есть символ власти»[16]. О ДУХЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ К ИСТИНЕ
В посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого сказано, что перед кончиной мира «люди станут лукавее бесов». Если речь у человека лукавая, поведение неестественное, настроение легкомысленное, то он духовно пустой, в таком человеке личность (образ Божий) вытеснена лукавой личиной. Легкомысленно-поверхностное отношение к жизни - болезнь нашего времени. Измельчали слова, измельчали и излукавились люди. Повсюду, даже во многих христианах, наблюдается безразличие к истине, отсутствие серьезности, глубины. Можно сказать, что современный мир тонет в шутливом тоне. «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете», - предупреждает Господь (Лк. 6, 25). Зараженный духом насмешливости и безразличия к истине человек не способен молиться «в духе и истине» (Ин. 4, 23-24), ибо он не может молиться, как говорится, «со всей серьезностью», то есть от всего сердца, молитвой внимательной, личной, в которой бы он присутствовал всей своей личностью; а именно «таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 23). «Если ты молишься, если ты любишь, если ты страдаешь, то ты человек», - любил повторять выдающийся русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988). Современный несерьезный дух не дает человеку молиться, отучает его любить (духовной любовью) и призывает полностью отказаться от перенесения каких-либо страданий, т. е. от несения креста своего (Мф. 10, 38; Лк. 14, 27), предлагая жить в свое удовольствие, искать лишь всего того, что может доставить выгоду и усладу «себе любимому». Современных теплохладных христиан («лаодикийцев»), зараженных господствующим в «мире сем» духом несерьезности и релятивизма (безразличия к истине), Господь строго обличает в Апокалипсисе следующими словами: «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3, 15-19). Это обличение, конечно, не случайно предваряется словами: «так говорит Аминь, свидетель верный и истинный...»? Слово «аминь», как известно, означает - «истинно так», «это есть истина». Мысль, заключенная в этом предисловии к посланию, обращенному к недугующим мiролюбием христианам-лаодикийцам, видимо, такая: несмотря на то, что вы, христиане, зараженные духом теплохладности и безразличия к истине (духом «лаодикийства»), живете и рассуждаете так, будто истины и нет вовсе, как будто истина - это то, что вам самим кажется в данный момент удобным и выгодным, - несмотря на это, она, истина, все же есть, существует; и Я (говорит Господь) Сам «есмь истина» (Ин. 4, 6) и «свидетель верный и истинный», свидетельствующий о высшей истине - единении (любви) Трех Божественных Лиц (Личностей) - Отца и Сына и Святого Духа (ср. Ин. 8, 14 и 45). А так как всякая частная истина является в той или иной степени отражением, подобием указанной высшей истины, высшего образа личностного единения, то любое служение лжи, любая измена частной истине, по сути, является отвержением высшей истины о неизреченной любви Святой Троицы, является отречением от этого идеала, а значит - отречением от любви вообще и от Бога, Который «есть любовь» (1 Ин. 4, 8 и 16). ------------------------------------------------------------------------------------------------- [1] В кн.: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса / Сост. М. Барсов. М., 1994. С. 243. [2] Иером. Серафим (Роуз). Знамения времен. Тайны книги Апокалипсис. М., 2000. С. 56. [3] Енох - «один из благочестивейших патриархов допотопного мира, седьмой по Адаме. Сведения, сообщаемые о нем в Свящ. Писании хотя очень кратки, но весьма важны. Дважды в нем говорится, что Енох ходил пред Богом (ст. 22-24). То же самое выражение употреблено и о Ное (6:9). Aп. Павел перефразировал это выражение словами: угодил Богу (Евр 11:5). На его пророчества против современных ему и будущих нечестивцев указывает ап. Иуда в своем послании (ст. 14), где Енох называется седьмым по Адаме. Всех же дней Еноха, повествует Быт. 5:23, было триста шестьдесят пять лет. Далее говорится о нем, что Бог взял его (5:24), т.е. переселил его в жилище блаженства, так что он не видел смерти (Евр. 11:5). Относительно сего последнего должно заметить, что в первенствующей Христианской Церкви сохранялось и доселе сохраняется общее верование, что Енох снова придет на землю, дабы уплатить долг природе, т. е. умереть; и он, вместе с пр. Илиею, всегда и всюду признавался одним из двух свидетелей (Откр. 11:3), которые по окончании своего свидетельства будут убиты зверем. выходящим из бездны (ст. 7). Замечательно, что каждая из трех важнейших религиозных эпох в истории Ветхозаветной и Новозаветной ознаменована чудесным случаем переселения на небо: так, например, Церкви патриархальной - в лице Еноха, Иудейской - в лице пророка Илии, и Христианской - в чудесном событии Вознесения на небо Господа Иисуса Христа, Совершителя нашего спасения, и Его Пречистой Матери, Приснодевы Марии, как сохранилось о том благочестивое предание в Христианской Церкви» (из «Библейской энциклопедии» архим. Никифора, М., 1891). [4] На славянском языке в Четьях-Минеях это место читается так: «Исполнившимся всем летам сту и вящше, изыде из дому с седмью ученики своими и, дошед до некоего места, тамо оным сести повеле. Бяше же, и той отшед яко на вержение камене, помолися. Потом же ископавшым учеником крестообразно в долготу возраста его, якоже им повеле, наказав ученики и целовав, рече: привлекше землю, матерь мою, покрыйте мя. И целоваше его ученицы, и покрыша его даже до колен. И паки целовавшу их, покрыша его даже до выи, и положиша на лице его поняву, и тако целовавше, плачуще зело, покрыша его весьма. Слышавше же сие, иже во граде братия приидоша и, откопавше гроб, не обретоша ничтоже, и много зело плакаше, и помолившеся возвратишася во град. На всякий же год из гроба его прах тонкий в осмый день месяца маия являшеся, и исцеление болящим молитвами святаго апостола Иоанна подаваше». [5] Ср. «...здесь разумеется св. апостол Иоанн Богослов, который дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах; это награда ему за любовь и преданность ко Христу и мучения, которые терпел ради Христа» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Новые грозные слова о Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся», Слово 21-е. - СПб, 1907, переиздание Донского монастыря: М., 1993., с. 61). [6] Полностью текст проповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского, из которой взята цитата для нашей статьи, можно прочитать на интернет-сайте «Леушино» (http://leushino.ru); название публикации - «Отец Иоанн об Апостоле Иоанне». [7] Эта цитата взята нами с интернет-сайта о. Олега Моленко «Проповедь всемирного покаяния» (http://omolenko.com); название материала - «Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. О пребывании апостола Иоанна Богослова на земле до Второго пришествия (по книге святого Ефрема Антиохийского)». ПРИМЕЧАНИЕ: Цитирование материалов указанного сайта не означает, что автор-составитель настоящей статьи во всем разделяет взгляды создателя сайта - о. Олега Моленко, который, называя себя «истинным священником», отрицает благодатность как РПЦ МП, так и РПЦЗ и, как видно, считает только зарегистрированную им в Канаде «Церковь Иоанна Богослова» истинной и благодатной церковной организацией, а архиереем своим и «предстоятелем» считает самого апостола Иоанна (который еще не явился). И некоторые другие утверждения о. Олега представляются весьма сомнительными или даже прямо противоречащими учению Православной Церкви. Например, о. Олег полагает, что для современной православной семьи «альтернативой зачатия при женском безплодии может служить указанный в Писании случай зачатия Измаила, имевший место у Сарры, Авраама и их служанки Агари», для чего необходимо «найти суррогатную мать, которая добровольно согласится выносить вашего ребенка в своем чреве... Контакт с целью зачатия должен происходить в разрешенное Церковью время, в благоприятных для зачатия условиях и только с целью зачатия» (см. на сайте ответ о. Олега на «вопрос № 2372»). Конечно, такой «пастырский совет» трудно назвать соответствующим церковному, святоотеческому учению о христианском браке. Если медицинские методы лечения безплодия не помогают супругам, им следует принять свое безчадие как особое жизненное призвание; пастырские рекомендации в таких случаях могут лишь допускать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. [8] Греческая старица схимонахиня Гавриилия (†1992), несколько лет прожившая в Индии, говорила, что индийцы вполне готовы для принятия Православия, которое снизойдет туда из России. См.: Мон. Гавриилия. Подвиг любви: Геронтисса Гавриилия 2.10.1897 - 28.3.1992. Пер. с новогреч. Издание Свято-Покровской монашеской общины, 2000. С. 34. [9]Архим. Рафаил (Карелин). Путь христианина: Проповеди. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. [10] Во всяком случае, кронштадтский пастырь весьма одобрительно отзывался об этой книге. 22 июля 1905 года в своем дневнике он искренне признался: «Согрешил я пред тобою, Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения "Начало и конец видимого мира" (речь идет о книге «Начало и конец нашего земного мира»), что он, светский человек, более меня, академика (о. Иоанн имеет в виду свою учебу в Санкт-Петербургской духовной академии) и священника, сведущ в богословии и составил свое сочинение премудро, глубокомысленно, просто!» («Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском», М., 1992). Автором книги «Начало и конец нашего земного мира» некоторые считают оптинского иеромонаха Пантелеимона, который является также автором перевода на русский язык с греческого гимнов преп. Симеона Нового Богослова. См.: Пантелеимон, иером. О гимнах преп. Симеона Нового Богослова // Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Пер. с греч. Сергиев Посад, 1917 (репринтное издание: Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 3. Божественные гимны. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993). [11] Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 522-523. Цит. по: Россия перед Вторым Пришествием (Материалы к очерку Русской эсхатологии) / Сост. С. Фомин. 2-е изд. М., 1994. С. 16. [12] Фудель С. И. У стен церкви. Материалы и воспоминания // «Надежда». Выл. 2. Франкфурт-на-Майне, 1979. С. 304. Цит. по: «Россия перед Вторым Пришествием». 2-е изд. С. 322. [13] «Новый век». 2001, №1(17). Примечательно, что одним из храмов, построить которые схимонахиня Нила благословила своих духовных чад, был храм в честь апостола Иоанна Богослова (3. Свириденкова. Слово о схимонахине Ниле // «Русь Державная», 2003, № 7). [14] При употреблении выражения «истинные христиане» автор даннойстатьи исходит из мысли иеромонаха Серафима (Роуза) о том, что по-настоящему принадлежат к Церкви Христовой те православные христиане, которые духовно ожили во Христе и имеют с Ним живую, благодатную связь, вне зависимости от того, к какой церковной юрисдикции они принадлежат. Кто «не имеет в себе благодати Христовой ощутительно, то есть так, чтобы по опыту знал, что имеет в себе благодать», тот «тщетно именуется христианином» (преп. Симеон Новый Богослов). [15]Архим. Рафаил (Карелин). Умение умирать, или Искусство жить. М., 2004. С. 185. [16] Фудель С. И. Апостол Иоанн - живой на земле? // Вестник РСХД. 1969, № 94. IV. ОКОНЧАНИЕ ВО 2-й ЧАСТИ
| |
|
Всего комментариев: 0 | |