Четверг, 28.03.2024, 20:08 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Январь » 19 » В Культурном центре «Возрождение» состоялся семинар, посвященный осмыслению духовного наследия выдающегося архипастыря XX века
22:50
В Культурном центре «Возрождение» состоялся семинар, посвященный осмыслению духовного наследия выдающегося архипастыря XX века
«Надеюсь, что со временем митрополит Иоанн будет причислен к лику святых»
 
 
В Культурном центре «Возрождение» прошел первый семинар из цикла «Смутное время: вчера и сегодня» на тему «Духовное наследие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)». К обсуждению была предложена аудиозапись последнего выступления митрополита Иоанна «Смотрите, не ужасайтесь» в Санкт-Петербургской Духовной академии за две недели до его кончины – 19-го октября 1995 года. В семинаре приняли участие священнослужители, историки, учащиеся духовных школ и почитатели памяти Владыки. Вначале митрополит Иоанн говорит о смуте, бушующей ныне на Руси, – этой теме приснопамятный архипастырь посвятил большую часть своих работ и публичных выступлений. Он говорит, что для ее преодоления необходимо обратиться к соборному началу, поскольку уже не раз в нашей истории «духовные механизмы самозащиты христианского государства – механизмы соборности, – несмотря ни на что, обезпечивали „регенерацию" растерзанной Руси, сохранение всенародного, общенационального единства, мировоззренческой целостности общества и его нравственно-религиозного здоровья». Владыка убежден, что нам необходимо восстановить идеологический фундамент, на котором тысячу лет строилась русская государственность, – служение вечной Истине – Господу нашему Иисусу Христу и посильное воплощение в людях нравственного идеала христианства. Сказав о соборности, архипастырь констатировал, что на протяжении всей мировой истории, а особенно в наши дни, она является одной из главных мишеней сил зла. Для уничтожения соборности в XX веке богоборцы изобрели ее диавольский суррогат, который в области религиозной представлен лжеучением экуменизма, а на ниве государственной – лжеучением мондиализма. Обе эти ереси расцвели в современном мире пышным цветом, и последняя преграда на их пути – Православная Россия. Далее митрополит Иоанн подробно рассматривает лжеучение экуменизма. Он говорит, что под благовидными лозунгами «преодоления межрелигиозной розни» и «соединения всех верующих в одну семью» его теоретики пытаются соединить истину с ложью, веру Христову – с ересями и ложными религиями. Если это лжеучение возобладает в нашей Церкви, то возрождение России станет невозможным, так как главнейшее его условие – наличие четкого и ясного религиозно-нравственного идеала, присутствующего лишь в Православии. Затем Владыка переходит к разоблачению конкретных ложных обоснований экуменизма, первое и главное из которых – тезис об «исторически произошедшем разделении Церквей», а не об отпадении от Церкви всех существующих ересей и сект. Владыка считает эту ложь не чем иным, как попыткой уравнять Церковь Христову с безблагодатными еретическими организациями. Вторая ложь экуменизма – утверждение, что все разделившиеся «церкви» якобы хранят часть истины и ни одна из них не может претендовать на обладание ее полнотой. В качестве доказательства абсурдности этого тезиса митрополит Иоанн цитирует апостола Павла: Разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13). Во все века христианства Церковь веровала так, как сегодня веруют Поместные Православные Церкви. Третья ложь экуменизма – это тезис о том, что его нравственным основанием является любовь, повинуясь зову которой, экуменисты стараются уничтожить все разногласия и разделения в религиозной области. Владыка Иоанн отмечает, что любовь действительно является главной христианской добродетелью, но заповедь Божия о любви обязывает христианина любить в первую очередь Самого Творца, Который есть Истина. Христианин, стремящийся стяжать такую любовь, не терпит ни малейшего посягательства на святыни веры и должен быть готов до последнего вздоха сражаться за учение Христово, защищая его чистоту. Архипастырь пишет: «Не может быть мира между истиной и ложью – именно это имел в виду Господь, обязуя Своих учеников вести непрестанную брань с гибельными заблуждениями, сказав: „Не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10, 34). Этот духовный меч святой Истины должен носить с собой каждый христианин и решительно пользоваться им в случае, если он видит посягательство на родные святыни. В борьбе с неправдой имеем прямое повеление Господа: „Теперь <...> продай одежду свою и купи меч" (Лк. 22, 36). Итак, уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой „любви", понесет на себе великий грех вероотступника и предателя». Четвертая ложь экуменизма – его мнимая аполитичность. Она легко опровергается, если взглянуть на его конечную цель – создание всеобщей мировой религии, идеологического фундамента царства антихриста. Именно экуменизм должен религиозно обосновать разрушение национальных государств и подчинение их новому мировому порядку. Неоспорима связь экуменизма с масонством, которое стояло у истоков возникновения этого движения. Неудивительно поэтому, что многие православные иерархи резко отрицательно отзывались об экуменизме, например, блаженной памяти Святейший Патриарх Иерусалимский Диодор в 90-е годы прошлого столетия заявил о прекращении экуменических контактов. Наконец, пятая ложь – тезис «православных» экуменистов о том, что в рамках экуменического движения они остаются лишь для того, чтобы свидетельствовать инославным об истинах Православия. «Таким свидетельством, – говорит митрополит Иоанн, – является вся жизнь Православной Церкви в ее благодатной, чудесной полноте. Из века в век спасительная церковная благодать привлекала к себе десятки и сотни миллионов людей, жаждавших спасти свою душу и обрести высший смысл жизни. Никаких дополнительных свидетельств истины Откровения Божии не требуют. Для их усвоения от человека требуется лишь раскаяние в грехах и добрая воля. И более – ничего». Рассмотрев основные заблуждения экуменизма, владыка Иоанн напоминает, что его соборное обсуждение прошло еще в 1948 году в Москве, на Конференции Православных Поместных Церквей. Тогда многие докладчики убедительно доказали, что это лжеучение противоречит учению Церкви. В итоговом документе отмечалось, что «целеустремления экуменического движения не соответствуют идеалу христианства», что «создание экуменической церкви как влиятельной международной силы есть падение перед искушением земной власти, отвергнутым Христом, и уклонение на нехристианский путь», что «экуменическое движение не обезпечивает дела воссоединения церквей благодатными средствами». Конференция постановила отказаться от участия в этом движении, но из-за давления КГБ священноначалие Русской Православной Церкви в 60-е годы прошлого века все же вступило в международные экуменические организации. В заключение своего доклада митрополит Иоанн отмечает, что в настоящее время народ Божий требует выхода нашей Церкви из экуменического движения, и духовенство должно прислушаться к его голосу. Завершает Владыка свою речь такими словами: «Конечно, это лишь начало того пути, который нам предстоит пройти до конца, если мы не напрасно носим христианское имя. Конечно, путь этот, учитывая реальности нынешнего положения России, будет тернист и труден. Конечно, он потребует от нас мужества и мудрости, смирения и осмотрительности, терпения и настойчивости. Нам, вероятно, придется нелегко. Но иного пути нет! Господи, благослови!» + + + Участники вечера поделились своими впечатлениями от прослушанной аудиозаписи. Мы познакомим читателей с наиболее интересными высказываниями. Комментируя выступление митрополита Иоанна, иеромонах Петр (Семенов) сказал: «Я еще раз соприкоснулся со святоотеческим духом Владыки. Он был не только блестящим оратором, но и подвижником святой жизни. Родоначальник отечественной патрологии свт. Филарет (Гумилевский) в своем труде „Историческое учение об Отцах Церкви" писал, что во все времена Дух Святый избирал и будет избирать христиан, которые получат высшее для своего времени образование, и, приумножив его подвижнической жизнью, станут способными решать вопросы, поставленные духом века сего перед Церковью. Вот владыка Иоанн – такой избранник Божий, получивший высшее церковное образование: он – доктор церковной истории. Утвердив свои знания жизнью по заповедям Христовым, он стяжал духовное просвещение и осветил в святоотеческом духе наиболее важные проблемы, стоящие ныне перед Православной Церковью. Надеюсь, что со временем митрополит Иоанн будет причислен к лику святых, а его труды – признаны святоотеческим наследием». В свою очередь историк Владимир Коробцев отметил: «Я покорен четкостью изложения мыслей преосвященного владыки Иоанна, аргументированностью его речи и широтой эрудиции. Он поистине современный русский Златоуст. При этом его труды научно выверены и чужды скоропалительных выводов, в отличие от сочинений многих современных историков». Слушатели из зала задавали интересующие их вопросы. Учащийся Духовной семинарии Максим Калмыков предположил, что выступление Владыки было ограничено временем и потому, возможно, он назвал не все неправды экуменизма. Будущий священник поинтересовался, нельзя ли продолжить этот ряд. «Конечно, можно, – ответил отец Петр (Семенов). – Еще одна ложь экуменизма – утверждение, что у нас один Бог с иноверцами, но это абсолютно не соответствует учению Православной Церкви. Так, например, Собор Константинопольской Церкви 1180 года постановил, что наш Бог – Троица – не идентичен мусульманскому Аллаху. Про иудеев Сам Господь Иисус Христос сказал в Евангелии: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44). Насчет языческих «богов» Дух Святый устами святого пророка Давида изрек: Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них (Пс. 134, 15–18). Другая не названная Владыкой ложь – тезис о том, что, несмотря на различия в области учения, в догматах и обрядах, традиционные религии (христианство, иудаизм, ислам и буддизм) имеют одинаковый нравственный фундамент. Но в мусульманстве, например, «нравственно» многоженство, а у иудеев разрешается брак сына с матерью. Вообще же по поводу всех лжеучений свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Этот страшный грех [ересь], содержащий в себе хулу на Святаго Духа, совершенно отчуждает человека от Бога, предает во власть сатаны. В этом состоянии человек не способен ни к какому помышлению, ощущению, деянию духовному, а, следовательно, не способен к состоянию духовному; напротив того, развивается в нем сильное состояние душевное и плотское. В нем обильно источается премудрость земная, душевная, бесовская, исполненная зависти, рвения, гордыни (см.: Иак. 3, 2–15)». Слушательница Татьяна заметила, что в своем слове митрополит Иоанн только назвал, но не рассмотрел подробно лжеучение мондиализма, и попросила отца Петра объяснить, что это такое. «Мондиализм – это философская система, которая является обоснованием глобализации и установления „нового мирового порядка", – сказал батюшка. – Но в настоящее время чаще можно услышать термины „глобализм", „глобализация". К сожалению, некоторые иерархи и священнослужители Православной Церкви пытаются найти „богословское" оправдание глобализационных процессов. Они утверждают, что принятие внешних знаков и символов не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога. Но вспомним историю с отречением от Христа воинов при царе Юлиане Отступнике, которую приводит свт. Григорий Богослов. Желая совратить свое войско в антихристианство, нечестивый царь придумал такое ухищрение. Он назначил день для раздачи даров. Все желающие могли подойти к нему и получить из его рук золото. Но перед его троном горел огонь и каждый должен был возложить на него фимиам. Этому языческому обряду придали вид древнего устава царской раздачи даров. И почти все из войска возложили фимиам, получив от царя золото. И это, так сказать, «принятие внешних знаков и символов» свт. Григорий расценил как отречение от Бога. «Надлежало, – пишет он, – возложить на огонь фимиам и получить от царя цену своей погибели, цену малую за дело великое – за целую душу, за нечестие против Бога. Гибельная купля! Горькое возмездие! Целое воинство продавалось одним злоухищрением; покорители Вселенной падали от малого огня, от куска золота, от небольшого курения, и большая часть не чувствовала своего поражения, что было всего горестнее» (Свт. Григорий Богослов. Слова. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана). К ответу священника историк Владимир Коробцев добавил, что эти «внешние знаки и символы» (ИНН, электронные карточки, микрочипы) навязываются нам тайным мировым правительством, которое, устами известного русофоба З. Бжезинского, объявило Русскую Православную Церковь своим главным врагом. И разве они не повредят нашей душе, будучи внедряемы противниками Православия? «Еще одна неправда церковных глобалистов, – продолжил отец Петр, – тезис о том, что принятие ИНН не лишает человека имени. Но наречение человеку имени – это воля Божия. Тысячи лет люди жили с именами, а теперь им хотят присвоить номера. Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: „Что человек произошел от слова Божия, доказательством тому служит самое слово ”человек” и потом имя, данное ему при Крещении или при обряде наречения имени. Доколе человек живет, дотоле все называют его этим именем и он отзывается на него, что он точно то; он весь заключается в своем имени. Наконец, когда он умрет и тленные останки его схоронятся в землю, остается в памяти одно имя его, как свидетельство происхождения его от Слова Божия, – это невещественное, вечное, как душа, достояние его и наше". Но как имя конкретному человеку дается один раз и навеки, так и идентификационный номер присваивается не только пожизненно, но и не отнимается и не отдается никому другому даже после смерти человека. Разве это не свидетельствует о том, что идентификационный номер есть цифровое имя, которое присваивают человеку антихристианские силы?», – заключил священник. В завершение встречи ее слушатели и участники поблагодарили организаторов, отметив, что подобные беседы, несомненно, приносят пользу верующим, помогая им в деле душевного спасения, а кому вверил Господь – и спасения душ пасомых. В свою очередь, организаторы мероприятия пообещали, что цикл семинаров, посвященных осмыслению духовного наследия выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX столетия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), будет продолжен.
Дмитрий ПОКРОВСКИЙ
Просмотров: 560 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: