Суббота, 20.04.2024, 17:07 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Май » 17 » В поисках выхода
20:07
В поисках выхода

Продолжает экономическими успехами удивлять Китай. В первом квартале 2011 года КНР дал рост ВНП в размере 9,7 процента. За апрель месяц рост экономики «Поднебесной» составил более 10 процентов.
Этот показатель достигнут исключительно за счет роста экспорта, который составил 35,8 процента (до 155 млрд. долларов). За счет этого профицит внешнеторгового баланса КНР в апреле составил 11,4 млрд. долларов.
Всего лишь за двадцать лет Китай проделал громадный путь – от беднейшей страны к мощной индустриальной державе, второй экономике мира. За это же время Россия также прошла путь - от индустриального государства к крупнейшей «энергетической сверхдержаве» (по определению В.Путина) или, в традиционной терминологии - «сырьевым придатком», самым крупным поставщиком нефти, газа, черных и цветных металлов, древесины и иного сырья не только для Европы, но теперь и для Китая.
Стратегия дальнейшего развития России понятна: она планирует занять еще более высокое положение среди государств мира, специализирующихся на поставках природного сырья. С этой целью строятся новые нефтегазовые магистрали в виде Южных и Северных потоков, так как существующая инфраструктура уже не справляется с всевозрастающим ростом освоения природных недр.
А что же Китай? Какую дальнейшую стратегию экономического развития он для себя изберет?
На первый взгляд все вроде просто. Уже на протяжении нескольких десятилетий темпы роста ВНП в КНР не падают ниже 9 процентов. Причем. Обеспечивается он за счет роста экспорта. Так зачем что-то придумывать, когда и так все хорошо? Но это лишь на первый, самый поверхностный взгляд.
При высоких темпах роста ВНП самым большим вызовом является инфляция (в желании бороться с инфляцией Беларусь и Китай схожи). Однако, предложенный КНР рецепт борьбы с инфляцией полностью противоречит нашим экономическим представлениям. Ведь для ее сдерживания КНР предложила совершенно неожиданный на первый взгляд ход – ограничить инвестиции!
…Мужество - это не только готовность идти в бой в отстаивании своих ценностей. Мужество – это еще и осмысленная решимость ставить под вопрос истинность установленных правил и принятых убеждений. Если хочешь быстро развиваться, быть лидером, а не плестись в хвосте, нужны инновационные решения, нестандартные подходы. Нужна смелость в экономических решениях, способность идти на риск и брать на себя ответственность.
Ограничение инвестиций кажется настолько неожиданным, настолько смелым, нелогичным и непонятным ходом, что и белорусская, и российская экономическая мысль его предпочла не заметить, то есть просто проигнорировать.
Для нас это вполне естественно – ведь Беларусь рассматривает иностранные инвестиции в качестве единственной панацеи от экономических неурядиц, в том числе и в борьбе с инфляцией. Неожиданным оказалось то, что от комментариев на данную тему уклонилось и профессиональное российское экономическое сообщество.
А зря.
Дело в том, что на определенном этапе экономического развития не всякие инвестиции становятся нужны. Конечно, на этапе индустриального развития страна согласна, как говорится, на любую, даже самую неквалифицированную, грязную и низкооплачиваемую, работу. Поэтому приветствуются любые инвестиции. На этом этапе в стране размещаются самые разные производства, в том числе оказывающие вредное воздействие на экологию и здоровье человека.
В стране размещают текстильные, швейные производства и изготовление разного ширпотреба – булавки, зажигалки, расчески, дешевые детские игрушки и пр. Оплата труда рабочих очень низкая, но это лучше, чем вообще ничего – по крайней мере, обеспечена занятость.
Уровень жизни населения хоть и остается низким, но, по крайней мере, в стране растет занятость, люди начинают видеть какую-то перспективу. Постепенно в стране размещаются всякие сборочные производства – машин, компьютеров, телевизоров, станков, оборудования,… Создаются микроэлектронные производства.
При всем разнообразии вышеперечисленных типов производства их объединяет одно – это низко-квалифицированный и мало-оплачиваемый труд. Работник на швейном производстве и на микроэлектронном заводе должен обладать одними и теми же навыками – острыми глазами, аккуратностью, педантичностью и дисциплиной. Все! Ни особого образования, ни интеллекта ему не требуется. При такой экономике «незаменимых людей нет», а зарплату такому работнику можно платить такую, чтобы он мог обеспечить лишь свои базовые потребности.
Но приходит время и перед страной становится выбор – или продолжать размещать у себя заводы, или пытаться вырваться в экономические лидеры. Но лидером не станешь без модернизации, без инноваций, без развития высокотехнологических секторов экономики. А это требует перестройки всей структуры экономики и управления.
На смену жесткой дисциплине труда приходит мотивация работника. На смену иерархическим структурам управления должны прийти партнерство и командная работа. Соответственно, меняется и роль государства: из надсмотрщика или «ночного сторожа» оно превращается в союзника, партнера бизнесу. Карьерный рост чиновника и его зарплата напрямую зависит от успеха бизнесменов твоего города, округа, страны.
Главная цель при построении «экономики знаний» - не рост ВНП, не «рост объемов производимой продукции», как в индустриальной экономике, а высокие доходы людей. Высокая оплата труда становится главной целью экономической политики государства. Поэтому идет ориентация, прежде всего, на интеллектуалоемкие отрасли, на отрасли, дающие высокую добавленную стоимость.
Высокие доходы населения до неузнаваемости преобразует ландшафт страны – города становятся красивее и чище, возникает множество современных торговых и деловых и банковских центров, жилые дома становятся все более дорогими и эстетически привлекательными, появляются множество ресторанов, кафе, спортивных залов, косметических салонов и прочих атрибутов богатых городов. Бедные ткачихи, швеи или работники на конвейере с заработной платой в 100-200 долларов этого себе позволить не могут…
Именно поэтому Китай объявил об ограничении инвестиций в страну, за исключением 4 отраслей:
1. информационные технологии
2. биотехнологии и фармацевтика
3. нетрадиционные источники энергии
4. новые материалы.
Теперь, если вы захотите создать там швейное производство или сборку автомобилей – вам китайцы сделают «от ворот – поворот». Ведь вы отвлекаете человеческие ресурсы на направления, которые при низкой оплате труда препятствуют развитию современной инфраструктуры, а значит - консервируют отсталость.
Пишу я об экономической стратегии развития КНР не для того, чтобы мы в очередной раз восхищались успехами «поднебесной» империи. Мы можем только радоваться экономическими достижениями некоторых стран мира, которые всего лишь за пару десятилетий сумели посрамить тех ученых, которые делили и продолжают делить страны на «передовые» и «отставшие навсегда».
Когда еще в 1994 году мной была сделана первая попытка обратить внимание на опыт стран Юго-восточной Азии в книжке «Беларусь: путем «дракона», многие тогда насмехались. Про Сингапур и Корею мне отвечали, что «они не могут сделать даже простую лопасть для авиационной турбины». Про Китай обычно рассказывали анекдот, как их специалисты в области сельского хозяйства сеяли картофель и тут же его выкапывали и съедали, «так как очень хотелось кушать».
Но за всеми этими анекдотами была продуманная экономическая политика, которая ломала устойчивые представления о том, как надо развиваться. За это время Сингапур обошел по доходам на душу населения США. Корея за это время создала известные во всем мире «брэнды» - Samsung, LG, Hyundai, KIA и достигла западноевропейского уровня развития. Китай стал второй экономикой мира.
Может, мы вскоре узнаем, что та финансовая неурядица, которую устроил белорусской экономике наш Нацбанк, имела глубокий стратегический замысел. И остановка работы тысяч предприятий и лишение работы 600 тысяч человек (по данным министра статистики) имели свой глубокий экономический замысел. Не исключено.
Ведь совершенно неожиданно для всех приняло руководство КНР решение ограничить инвестиции во всех отраслях экономики, кроме четырех, с их точки зрения, наиболее передовых. В свое время «революция Мэйдзи» началась в Японии с того, что были резко подняты налоги на сельскохозяйственные земли. В результате стали разоряться многочисленные крестьянские хозяйства. Сотни тысяч человек становились безработными. На первый взгляд – зачем?
Однако, смысл в этом был. Для модернизации в стране требовались свободные рабочие руки. А где их было взять? В Японии пришлось разорять крестьян, чтобы они стали работать на предприятиях, закладывающих основу будущей японской экономической мощи. В Китае - ограничивать развитие трудоемких и низкоинтеллектуальных отраслей экономики.
Может и у нас в Нацбанке имеется специальная программа разорения предприятий, чтобы создать серьезную массу свободных рабочих рук, которые пошли бы трудиться на наиболее перспективные предприятия страны, способные обеспечить технологическое лидерство нашей страны в ближайшее время?
Может я не прав, утверждая, что нынешняя валютная политика направлена на наказание экспортера? Может, я просто недостаточно проницателен, чтобы понимать причины создания дефицита валюты в стране, когда валюта от экспорта продолжает поступать (в возрастающих объемах)!
Мы уже привыкли к тому, что любое действие требует объяснение. Мы же пишем различные концепции и программы экспорта, инновационного и прочего развития. Конечно, и бизнес, и население ожидает, что ответственный представитель главного финансового учреждения страны расскажет о стратегии выхода из нынешнего положения.
Насколько я понимаю, мы психологически пока не готовы, как в наиболее успешных странах мира, сесть за один стол с деловым сообществом. Но уж точно не противоречит нашей национальной традиции выйти и объяснить: Вот, мол, у нас сложилась такая ситуация (дается описание нынешнего положения). Нацбанк планирует сделать такие шаги (первое, второе, третье). При этом ожидаются такие-то негативные последствия (рассказывается о последствиях). Однако, выполнения данных мер позволит достигнуть таких-то результатов (в краткосрочной и среднесрочной перспективе) и даст такой-то положительный для экономики эффект.
А пока все ждут, но никто не понимают, что происходит, что будет завтра, послезавтра.
Это приводит к тому, что вместо так называемого «органического» мировоззрения, при котором общество понимает основное направление (доминанту) развития, формируется эклектический взгляд на происходящее в стране. Происходит потеря ориентиров, уходит ощущение единства, идет раскол «общественного поля», когда безобидные диспуты вдруг приобретают реальное идеологическое бытие. Время и силы общества растрачиваются на обсуждения, споры, дебаты, распри, интриги, конфликты, опасность которых заключается в разложении (аннигиляции) системы…."


Источник - http://tsepkalo.livejournal.com/40520.html

Просмотров: 677 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: