Вторник, 18.06.2019, 13:19 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Январь » 1 » Жизнь в Церкви
16:27
Жизнь в Церкви
Жизнь в Церкви
Вступая в 2012: вера на пепелище
Черноморец Юрий


Тему итогов 2011 года и перспектив на год 2012 на страницах «Киевской Руси» продолжает доктор философских наук Юрий Черноморец. Монография Юрия Павловича о византийском неоплатонизме, увидевшая свет в 2011 году, стала событием в сфере патрологии и философии и оживила богословские дискуссии не только среди украинских интеллектуалов, но и за пределами страны.
- Каким был для Церкви 2011 год? Назовите самые важные события года.
- Знаковым событием стал тот факт, что Церкви отошли те представители политического православия, которые давно вышли за рамки приличия, не различали между добром и злом, привносили мирские страсти в церковную ограду. Я имею в виду [Валентина] Лукияника и его сотрудников. Это знак: так постепенно от политиканства будет очищаться вся Церковь. Так что от всех сторонников «воцерковления политики» сама Церковь постепенно очистится.
Минувший год для меня лично прошел под знаком богословия Ольги Седаковой. Согласно с ее мыслями, высказанными в четвертом томе ее сочинений, Европа проходит тот кризис, который нам уже знаком: засилье идеологии, раскол между жизнью и идеологией. Нет разницы, что там это идеология не советско-атеистическая, а европейски-секулярная. Отказ от корней, от жизни в Советском Союзе не привел ни к чему хорошему. Наоборот, появилось племя «шариковых», от которых до сих пор все беды наших стран. И вот сегодня такие же шариковы в Европе. Поп-политика, поп-культура, поп-философия, поп-теология. На самом деле – торжество пиара над сутью, видимости над жизнью, посредственности над творчеством. И вот потому мы сегодня зажаты между двумя постхристианскими тоталитаризмами. С одной стороны – тоталитаризм посредственности на Западе. С другой – тоталитаризм посредственности у нас дома, на Востоке Европы. И что с этим делать? Как жить вопреки течению всей этой грязи, сносящей человечество в без-человечность и без-домность? Я лично принимаю рецепты Бориса Пастернака, Ольги Седаковой, прот. Александра Шмемана, митр. Антония Сурожского: вера Иова на пепелище – вместо фарисейского самодовольства, творчество жизни вместо саддукейского законничества, помощь ближнему вместо ессейского самозамыкания. В общем, я считаю самым важным событием 2011 года то, что изданный в конце 2010 года четырехтомник Ольги Седаковой в этом году читали и осмысливали. Это – одно из зерен будущего, не менее важное, чем «Дневники» прот. Александра Шмемана. Я бы сказал, что четвертый том, в котором собраны философские и богословские статьи Ольги Седаковой, показывает нам гениального богослова. Единственного живого гениального богослова современной России. Есть талантливые люди, но человек с гениальным богословским видением один – и это Ольга Седакова. В мире есть еще один гениальный богослов сегодня – но он более сухой и академичный, – это Девид Бентли Харт из Православной Церкви в Америке. Я очень рад, что Россия имеет сегодня своего живого гениального богослова, и что в православии есть целых два таких человека. Это дает надежду на то, что мы живем еще не в постхристианскую эпоху, что будущее у православия все-таки есть.
- Где мы находимся сегодня? Что нам ожидать в будущем?
- Мы находимся там же, где и всегда – в миру. Церковь одновременно должна быть выше мирской реальности, но, с другой стороны, послана в мир. Чтобы принести благодать, новую жизнь. Мир всегда в кризисе, но сегодня это более явно, чем обычно. В условиях кризиса есть искушение схватиться за что-то надежное в миру: власть, родина, народный характер. Но все это на самом деле – «бессильная сила», все это – слава мира сего преходящая. Поэтому важно помнить о едином основании, о едином краеугольном Камне – Христе. Особенно важно это помнить всем церковным людям – от мирян до патриархов. И тогда в будущем мир нас не уловит в свои сети, но наоборот – мир будет уловлен в сети рыбарей. И станет возможной христианская Украина, христианская Россия, христианская Европа. Итак, надо не ожидать будущего, а делать его христианским. Потому что сегодня как никогда раньше все зависит от нас – от воспитания детей до судеб христианства. Важно это понять и делать все, что возможно. И немножко больше.
 
Дата публикации: 31.12.2011
http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/3504/
Просмотров: 258 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: