Верою исцеляюсь
Главная » 2011 Март 24 » ЦЕРКОВЬ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ИЕРАРХИИ
16:34 ЦЕРКОВЬ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ИЕРАРХИИ | |
Здравствуйте, уважаемая редакция! Я простой православный христианин, мирянин, ваш подписчик. Как не имеющий благодати священства, необходимых знаний, духовного разума и рассуждения, сознаю себя недостойным кого-либо поучать, тем более со страниц газеты. Но совесть подсказывает, что не должно молчать, когда видишь колебания и сомнения ближних, когда и сам ищешь истину, пытаясь разобраться в происходящем вокруг, и находишь интересные ответы у святых Отцов Православной Церкви, утверждающие в вере и способные помочь не уклониться «в словеса лукавствия». В связи с тем, что в наши дни умножаются не только ереси, но и расколы, мне кажется, православным будет интересно почитать святоотеческие наставления по этому вопросу. Решил сделать эту подборку (по книге иерея Д. Александрова «Выписки из творений св. Отцов и учителей Церкви по вопросам сектантства», изд. 1907 г.) в связи с не утихающей среди верующих полемикой по поводу поминовения / непоминовения Патриарха и отдельных епископов, послушания священноначалию и т.п. Надеюсь, если вы сочтете возможным ее публикацию, она будет кому-то полезна. С уважением, р.Б. Димитрий
ВАЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕПИСКОПСКОГО ЧИНА
Сщмч. Игнатий Богоносец: а) Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений. <…> Ибо которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом. б) Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь. <…> Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу. Св. Иероним Стридонский: а) У нас епископы занимают место апостолов. б) Благосостояние Церкви зависит от сана верховного священника: если ему не будет дано некоторой чрезвычайной и превосходнейшей пред всеми власти, то в церквах появится столько же расколов, сколько священников. Отсюда вышло, что без помазания и повеления епископского ни пресвитер, ни диакон не имеют права крестить.
Преп. Епифаний Кипрский: Он (еретик Арий) говорит, что епископ и пресвитер – одно и то же. Как же это возможно? Сан епископский рождает отцов для Церкви, а сан пресвитерский, будучи не в состоянии рождать отцов, рождает чад для Церкви посредством бани пакибытия, а не отцов или учителей <…>. Как можно назвать пресвитера равным епископу?
Сщмч. Киприан Карфагенский: Ты должен уразуметь, что епископ – в Церкви, и Церковь – в епископе, и кто не с епископом – тот и не в Церкви.
Свт. Симеон Солунский: а) Чтобы в нас всегда пребывало преемство благодати от Христа, ни миро [таинство Миропомазания] ни совершается без Мира [освященного елея], ни рукоположение без мира [прежде миропомазания]<…>. Миро же освящается только епископом, как написано это и в чинопоследовании мира; потому что епископ собственно имеет силу просвещения душ и во всей полноте благодать Духа, почему и обладает в полноте благодатью сообщения божественных светов, т.е. даром дарований, по подражанию Богу, Отцу светов. б) <…> он [епископ] один обладает благодатью сообщения даров благодати другим. Поэтому он один и совершает рукоположение, и миро, и через сию двоицу достигает всюду и во всем сам действует, подражая Богу и имея в изобилии благодать Его. Ибо собственно архиерей все совершает в Таинствах через священников и прочих клириков, рукоположенных им. в) Благодать апостольскую имеют епископы, а не пресвитеры; пресвитеры же приемлют благодать семидесяти учеников.
Сщмч. Ириней Лионский: Надлежит следовать пресвитерам в Церкви, тем, которые, как я сказал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия.
«Сан епископский рождает отцов для Церкви» ЕПИСКОПЫ ИМЕНУЮТСЯ ГЛАВОЮ ЦЕРКВИ В СВОЕЙ ЕПАРХИИ ИЛИ ГЛАВОЮ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ (НО НЕ ГЛАВОЮ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, ГЛАВА КОТОРОЙ ХРИСТОС)
Свт. Иоанн Златоуст: а) Апостольство (у нас вместо апостолов епископы, см. выше. – Примеч. сост.) есть не только начало прочих властей, но и основание и корень. Как голова, находясь выше всего, не только есть начало и власть тела, но и корень, потому что нервы, управляющие телом, исходят из нее, и произрастая из самого мозга, и оживляясь духом, таким образом управляют всем животным составом, – так и апостольство не только стоит выше, как начало и власть прочих дарований, но и, сосредотачивая, содержит в себе корни всех их <…>. Знай, что вся совокупность прочих дарований сосредотачивается в апостольстве как в главе. б) Подобно тому, как тело согласуется с головой, так и Церковь согласуется со священнослужителем, и народ с Государем. Как куст не может отделиться от своего корня и река от своих истоков, так и дети неразлучны с отцами своими, а ученики со своими учителями.
Преп. Ефрем Сирин (в «Слове на кончину епископа»): Как же утешиться Церкви твоей, когда нет никого, подобного тебе? Она одинока, как вдовица, пока не будет у ней главы. Свт. Симеон Солунский: Патриарх есть отец и глава всех <…>. Митрополит, в свою очередь, есть отец и глава своих епископов и клириков <…>. А епископ есть отец и глава клириков и мирян, находящихся под его надзором. Правила св. Апостол: Епископам всякого народа подобает знати первого в них и признавать его яко главу. Толкование Зонары: Как тела движутся неправильно или даже совсем делаются безполезными, если голова не сохраняет своей деятельности в здоровом состоянии, так и тело Церковное будет двигаться безпорядочно и неправильно, если первенствующий в нем член, занимающий место головы, не будет пользоваться подобающею ему честью. БЕЗ ИЕРАРХИИ ЦЕРКОВЬ СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ
Свт. Иоанн Златоуст: Подойдите, дочери мои, и слушайте меня внимательно <…>. Кто-нибудь, возведенный на этот престол с общего согласия, без происков и властолюбия, будет моим преемником; покоритесь ему, как бы мне самому, ибо церковь не может оставаться без епископа.
Сщмч. Киприан Карфагенский: а) Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам, потому что во Второзаконии Господь говорит: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати жреца, предстоящего служити во имя Бога твоего, или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той и вси людие, услышавшее, убоятся и не будут нечествовати ктому (17, 12–13). Бог повелел умерщвлять тех, которые не повиновались своим священникам и не слушались судей, от Него на то время поставленных. И как тогда было еще время телесного обрезания, то гордые и непокорные умерщвляются мечом духовным, быв отлучаемы от Церкви. Ибо вне ее нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви. б) Расколы и ереси происходили и происходят в том случае, когда епископу, которому одному предоставлено начальство над церковью, некоторые по гордой самонадеянности оказывают презрение, когда человека, почтенного удостоением Бога, люди почитают недостойным. в) пчелы имеют матку, скоты – вожатого и сохраняют к ним верность; разбойники с совершенною покорностию повинуются атаману. Во сколько же у вас честнее и лучше несмысленные скоты и животные безсловесные, а также кровожадные, с мечом и оружием свирепствующие разбойники? И они признают и боятся начальника, который поставлен не по определению Божию, но по согласию распутной толпы и преступного скопища.
Преп. Исидор Пелусиот: Будем чествовать священство, оплакивать же недостоинство проходящих оное и грехопадения последних не приписывать священству, требующему нашей защиты.
Сщмч. Игнатий Богоносец: Кто внутри алтаря (т.е. Церкви), тот чист, а кто вне его, тот нечист, то есть кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью.
СВЯЩЕННИК БЕЗ ВОЛИ ЕПИСКОПА, БЕЗ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ НЕ МОЖЕТ СВЯЩЕННОДЕЙСТВОВАТЬ
Правила св. Апостол, Вселенских и Поместных Соборов: а) Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. б) <…> пресвитерам ничего не творити без воли епископа. Толкование Зонары: Архиерейский сан досточтим <…> и пресвитеры, по словам правила, ничего не должны делать без ведома своего епископа. Славянская Кормчая: А к нейже церкви поставлен еси, не остави ея во вся дни живота твоего, разве великия нужды и то по совету епископа своего, где тя благословит; а в чужем пределе не служи, не взем от епископа своего грамоты. Без воли его не твори ничтоже. Имей епископа своего аки Бога и волю его во всем твори, любовь к нему и боязнь, яко апостоли Христу.
Свт. Симеон Солунский: <…> совершающий духовное священнодействие литургии без предписания и указа архиерейского близко подходит по своему греху к священнослужащему без рукоположения: потому что решить и вязать – дело одних епископов, и об этом говорят различные правила.
Св. Иероним Стридонский: Без помазания и повеления епископского ни пресвитер, ни диакон не имеют права крестить.
СВЯЩЕННИК БЕЗ ВОЛИ ЕПИСКОПА НЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ ОТ ЕРЕСИ КЛИРИКА,
ТЕМ БОЛЕЕ ЕПИСКОПА, ВЧИНИТЬ ЕГО В КЛИР И ВРУЧИТЬ ЕМУ ПАСТВУ Матфей Властарь: Забота и попечение о всех митрополиях и епископиях, монастырях и церквах, а также суд и предание суду и освобождение от суда принадлежит местному Патриарху.
Деяния Вселенских Соборов: Епископы отвечали: «Если бы рассуждения велись законно, то не было бы нужды ни в каких гражданских судах <…>, что одним епископам вверена Богом власть судить епископов».
Свт. Симеон Солунский: Священник не имеет благодати преподаяния священства и не может совершать другое какое-либо действие совершительное или просветительное; но может совершать только таинства (крещения, миропомазания, покаяния, причащения, брака и елеосвящения).
Преп. Феодор Студит: а) Какое врачевание могу доставить я, болящий во грехах и не принадлежащий к тем, которым вверено исцеление таких ран? Бог не есть Бог нестроения; исправление и исцеление пресвитеров, т.е. священников, Он вверил епископам. Как ты требуешь от меня того, что выше меня? Не следует. б) Разрешение отлучения от священнослужения зависит от соборного усмотрения. в) Таково положение: если уклонится один из Патриархов, то он должен и принимать исправление от равных ему, как говорит божественный Дионисий.
О ВОСХИЩАЮЩИХ НЕДАРОВАННАЯ Правила св. Апостол: Кийждо в данном ему чину да пребывает; и не преступайте заповедей, не суть бо наша, но Божия <…>. Восхищающие не дарованная им раздражают Бога, якоже сынове Кореови и Озия царь. Ни диакону убо приносити жертвы несть достойно, ни крестити кого, ни благословения мала или велика сотворити. Такожде и пресвитеру несть достойно поставления творити и развращати чин священнический. Якоже дерзнувый таковая не с нами борется, но с великим Архиереом Христом.
Свт. Иоанн Златоуст: Весьма ясно можно видеть, как далек должен быть подчиненный от того, чтобы исправлять дела священников. Так некогда, при возвращении кивота (см.: 1 Пар. 13, 9–10. – Примеч. ред.), когда некоторые из подчиненных, увидев его наклонившимся и готовым упасть, поправили его, то подверглись наказанию на том же самом месте, будучи поражены Господом и падши мертвыми. Между тем они не сделали ничего худого; они не наклонили кивота, а поправили, когда он наклонился и готов был упасть. Но чтобы ты вполне убедился в достоинстве священников и в том, как непозволительно человеку подвластному и принадлежащему к числу мирян исправлять такие дела, Бог умертвил их среди множества народа, с великою силою устрашая, всех прочих и внушая никогда не приближаться к недоступным предметам священства. В самом деле, если бы каждый, под предлогом исправления худо сделанного, стал присвоять себе достоинство священства, то никогда не было бы недостатка в предлогах к исправлению, и все перемешались бы между собою так, что мы не различили бы ни начальника, ни подчиненного.
Сщмч. Киприан Карфагенский: Ереси происходили и происходят часто оттого, что строптивый ум не имеет в себе мира и посевающее раздор вероломство не имеет единства. Господь, сохраняя свободный наш произвол, допускает быть сему, чтобы, через искушение сердец и мыслей наших состязанием об истине, в ясном свете представилась чистой вера достойных. Об этом предвозвещает Дух Святый через апостола, говоря: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Так испытываются верные и открываются вероломные; так, еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы! Отделяются те, которые без божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, – без законного посвящения поставляют себя вождями, присваивают себе имя епископа тогда, как никто не дает им епископства.
Преп. Ефрем Сирин: Знай, что потерпели те несчастные, воспротивившиеся некогда Моисею и Аарону и возымевшие безрассудство безстыдно и самовольно принести фимиам Богу. Не поял ли всех огнь с неба за то, что отважились присвоить себе сан, который был выше их?
Преп. Феодор Студит: Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасет других и сам не спасется; а кто, быв призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись.
http://www.pkrest.ru/n-30/30-13.html
| |
|
Всего комментариев: 0 | |