Верою исцеляюсь
Главная » 2010 Ноябрь 16 » Время Патриарха Павла
09:04 Время Патриарха Павла | |
15 ноября, исполняется год со дня блаженной кончины Патриарха Сербского Павла – человека, которого еще при жизни называли святым.
В память о почившем предстоятеле Сербской Церкви портал «Православие и мир» публикует отрывки из выходящей в издательстве Свято-Тихоновского университета книги Йована Янича «Будьте людьми». Будем людьми «Будем людьми» – слова, которые часто говорит патриарх. Простые, но такие сильные, особенно когда их произносит человек великой духовной силы, у которого всякое слово имеет значение и который живет в соответствии с этими словами. Хотя они и понятны всем, я счел нужным еще раз спросить Его Святейшество: – Когда Вы говорите эти слова, что Вы под ними подразумеваете? – Согласно нашей вере, – объясняет патриарх, – мы сотворены Богом, наделенные разумом, сердцем, чувством и волей, чтобы могли осуществить то, что ум и сердце сочтут необходимым. И еще свободой. Мы можем так, как хочет Бог и для чего Он нас сотворил, а можем и иначе. Э, сейчас, видите ли, быть человеком нелегко и среди людей, а тем более среди нелюдей, но и это возможно. В чем польза человеку, если все и приятно, и легко, а достоинство и душа потеряны! Если же и тяготы здесь, и муки от других, а мы и достоинство, и душу сохраняем, насколько же больше тогда заслуга и честь пред Богом. Быть человеком, значит иметь сознание того, что предстанем пред Лицом Божьим и дадим ответ, на что употребили мы дары, которыми Он нас одарил, в добро или во зло. Предки наши, как добрые учителя, указали нам путь, которого держаться, и того да держимся. При этом я не обобщаю, знаю, что в нашем народе было все и всякое и люди всякие были, но в целом… Когда в 1991 году были вскрыты ямы времен Второй мировой войны и из них были извлечены кости взрослых и косточки детишек, я совершал отпевание и сказал тогда: «Если бы кости эти могли говорить, они бы нам сказали: «Братья и сестры, если случится с вами беда какая, несчастье, в котором мы оказались: так что поставят вас перед ямами и чтобы был у вас только один выход или вы сами сбрасываете в ямы, а перед тем глаза вырываете у тех, кого к вам подведут, за то, что они не той же веры, и чтобы вы тогда их в ямы сбрасывали, а если не захотите, тогда у вас самих глаза вырвут и вас самих в яму сбросят, то вы не бойтесь, мы живыми отошли в объятья Бога Живого, а те злодеи, которые совершали такое пред Ним, суть мертвы, если не покаялись…»». Быть человеком – это означает во всяком случае защищаться, но защищаться достойным человека образом. – Защищать себя от другого, но и другого от себя! Обладать и юначеством, и человечностью? – спрашиваю я, вспоминая слова, которые он также часто упоминает. – И то и другое. Юначество – защищать себя от врагов, а человечность – защищать врагов от себя. Святой Петр Цетиньский был и митрополитом, и правителем Черногории, в двух битвах командовал черногорцами, воевавшими против скадарского паши. В обеих битвах черногорцы победили. Перед самым началом второй битвы он и говорит перед своим войском: «Карамахмут-паша, в чем я перед тобой виноват, в чем виноват народ мой? Если я виноват, то дай Бог мне первым погибнуть, из боя этого не выйти живым! Если ты виноват, то дай Бог, чтоб ты живым огнем сгорел!» Началась битва, черногорцы стали теснить турок, Карамахмут-паша на коне ринулся, чтобы подбодрить своих людей, конь споткнулся, он упал с коня, а один из черногорцев, который был там, хотя и не юнак какой, отрубил ему голову. Закончилась битва, сидит св. Петр на поле сражения, приносят ему трофеи, которые в бою с турками взяли, принесли ему и голову Карамахмут-паши. Он его не знал в лицо, но один, кто его знал, подтвердил, что это – голова Карамахмут-паши. Посмотрел на нее св. Петр и говорит: «Э, Карамахмут-паша, чего тебе недоставало в Скадаре на Бояне, что пришел ты отнять у нас, сирых?!» А потом да и говорит: «Хотя и враг он, но сейчас он мертв, где тело, там и голова его пусть будет похоронена!» Однако вскоре было ему объявлено, что черногорцы сожгли тело. То ли потому, что слышали, что он сказал, то ли он сам, как святой, это провидел… Вот это и есть человечность и юначество, в том, что он молится: «Если я виноват…» – а знал, что не виноват, а может, и виноват, но не знает, тогда: «Дай Бог мне первым погибнуть», а «если ты виноват…». Думаю, Вы понимаете, в чем тут дело: не в том, что не надо защищаться, а в том, чтобы защищаться как люди! Не порывая связь с действительностью Беседа 2003 года Патриарх Павел – весьма практичный человек. Будучи весь обращен ввысь, горе′, он, тем не менее, знает: то, к чему его так влечет, достигается только преданным, прилежным и честным трудом на этом свете. Я спросил его: каким должно быть отношение человека к миру, в котором он живет? – Безусловно, мы должны иметь в виду те обстоятельства, в которых находимся. И здесь нам может помочь апостол Павел. Когда он был в Афинах, был и на Ареопаге, там, где собирался народ, куда афиняне приходили или послушать что-нибудь новое, или что-нибудь новое сказать. Было множество народа, а апостол Павел и говорит: «Люди, проходя через ваш город, я увидел, что вы весьма набожны. Между жертвенниками богам увидел я и жертвенник "неведомому Богу”. Того-то Бога, Которого вы не ведаете, но славите, я вам и проповедую». Видите, как он ухватил связь с тем, что было, с идолопоклонством, чтобы довести до того, что должно быть. Да если бы он сразу им сказал: безбожники вы, идолопоклонники, ложным богам кланяетесь… – поднялись бы они, ушли оттуда, и говорить ему было бы не с кем. Таким образом он не тайком, но де-факто установил связь с тем, что было действительностью. Это не обман, это установление связи с тем, что на данный момент существует. И во время, нами переживаемое, должны мы установить связь с тем, что существует, чтобы сделать столько, сколько можем, для того, чтобы наш народ понял сущность своей веры и духовно возвысился. – Многие, особенно молодежь, теряясь и не находя себе места в жизни, бросаются в некий иллюзорный мир. Как помочь им укрепиться в реальном мире, в таком, каков он есть на самом деле? – Это и есть тот самый вопрос о цели и смысле жизни. Нужно разгадать: что есть человек? Зачем Бог сотворил человека? Будем знать это – будем знать и цель жизни. Согласно святому Иоанну Дамаскину, Бог, по самой Своей природе, обладает блаженством. По Своей природе… Обладает Он и разумом, обладает и свободой, обладает и блаженством. Однако не довольствовался Он тем, чтобы блаженство было бы только у Него. Возжелал Он, чтобы возникли и разумные существа, которые бы участвовали с Ним в этом блаженстве. И сотворяет ангелов, сотворяет людей. Люди не намного меньше ангелов, ибо у ангелов нет тела, а у людей есть и тело, и душа. С другой стороны, людей можно сравнить и с животными: у них есть те же инстинкты, что и у нас, у них есть те же органы, что и у нас, но нет разума, которым мы обладаем. Итак, вместе с ангелами имеем мы душу, имеем дух, а вместе с животными имеем тело и органы, которые есть и у них, притом что нет у них того, что есть у нас, – разума, чувств, воли и свободы. Сколько до сего дня поколений людей жили на этом свете и умерли, и мы умрем, и кто знает, сколько их еще умрет до конца света?! Э, сейчас нужно задаться вопросом: каковы цель и смысл нашей жизни, когда имеем мы, в один из периодов, сознание и разум? Как только человек решит это, зачем он на этом свете, будет ему легче к нему приспособиться. А если нет ответа, тогда он как игрушка в чужих руках. А по слову святого Иоанна Дамаскина, цель и смысл жизни состоят в стяжании блаженства на этом свете, так, чтобы мы продолжили бы обладать им и в Царствии Небесном, в бесконечности. – Часто обращаются к «правам человека», которые нередко расходятся с основными нормам морали. Каков был бы Ваш ответ в этом случае? – Чем более мы будем возрастать духовно, тем меньше будем вступать в конфликт с тем, что есть настоящая действительность. Сумеем во всяких обстоятельствах дать правильный ответ. Например, ложь настолько пронизывает нас, будто мы с ней, как говорится, уже из материнской утробы выходим. А бороться против лжи… Не может человек за один раз с ней справиться. Должен поэтапно. Зачем мы лжем? Сначала лжем в детстве, чтобы избежать ответственности за что-нибудь, что сделали: варенья поели или денежкой-другой больше потратили… А есть и другая сторона. Скажем, такой случай: во время Второй мировой войны входят немцы в село, из которого перед тем все бежали, и дети, и женщины, и мужчины. Спрашивают одного человека, куда ушли все те жители. Если он скажет, куда они ушли, их убьют, а если скажет «не знаю» – солжет. Э, в такой момент, при таком положении, когда под вопросом другие, жизни их, их выживание, а не то, чтобы избежать личной ответственности, он еще может солгать. Это другой уровень, другой этап. Когда и с этим справится с учетом того, что Бог есть Истина, а дьявол – ложь и отец лжи, Истина – это наивысшая личность, это Бог. Когда мы с Истиной, мы с Богом – когда перейдет на тот уровень, что для него истина будет важнее всего, на те расспросы немцев сможет он ответить только: «Об этом я вам ничего не могу сказать!» – «Ты знаешь, а говорить не хочешь, вот мы тебя!» – станут угрожать они. «Это можно!» – будет его ответ ради Истины. Понимаете, как мы должны возрасти, укрепиться, чтобы дойти до Истины?! Не будем вступать в конфликт с необходимостью, не будем давать лживых ответов, но будем говорить именно то, что требуется. В конце беседы Святейший Патриарх Павел объяснил и предупредил: - Душу требуется и накормить, и одеть. Говорится, что на Страшном суде грешники будут голы, так что всем будет виден срам наготы их. Значит, нужны нам и пища, и одеяние духовные. Необходимо нам бороться за добродетели, а греха остерегаться.ъ Святой человек Летом 1992 года, совершая дело восстановления канонического единства между Сербской Православной Церковью и ее отделившимися (американскими) епархиями, переезжая с одного конца Америки на другой, из Лос-Анджелеса в Чикаго, Его Святейшество патриарх Сербский Павел подвернул мантию и вошел в воды Тихого океана. Постоял так некоторое время, всматриваясь вдаль и временами молитвенно возводя свой взгляд к небу, а после нагнулся и достал из воды два белых камешка. Поцеловал их и положил в карман, потом перекрестился и пошел к автомобилям, которые ожидали его неподалеку. Один из агентов ФБР (Федерального бюро расследований США), обеспечивавших его безопасность, изумленный набожностью этого кроткого и невысокого ростом человека и, очевидно, его смирением и высотой духа, опустился на колени и поцеловал сербскому патриарху руку, произнеся при этом: «Да это же настоящий живой святой!» *** Пока будущий Патриарх Павел был в монастыре Рача, его многие узнали и запомнили смиренным монахом. Хорошо запомнил его и будущий лесничий Димитрий Благоевич. А познакомился он с ним еще в то время, когда сам ходил в начальную школу в селе Рача. Вот как об этом спустя более чем полвека, после выхода на пенсию, рассказал мне сам Димитрий. Так как его родной дом был над монастырем, под скалами над Ладжевцем, монаха Павла он видел почти каждый день, уходя и возвращаясь из школы. Павел часто работал на водяной мельнице, которая находилась возле самого монастыря, и когда ученики шли по тропе, которая туда вела, он выходил, чтобы немножко с ними поговорить. Вынимал из кармана и раздавал кусочки сахара, спрашивал, нет ли проблем, как идут дела в школе, а после все убеждал учиться как можно больше… Однажды зимой, когда уже начались морозы, Димитрий шел в школу босиком. Павел увидал это и спрашивает: – Ты почему босиком ходишь, в такой холод, в мороз?.. Тебе что, надеть нечего? Димитрий объяснил, что дома ему дали какие-то старые отцовские резиновые галоши, но пойти в них в школу он не может, там его дразнят дети из богатых семей, потому что обувь эта уж очень ему велика. Поэтому он, как отойдет от дома, так спрячет их в дупло какого-нибудь бука, а дальше в школу идет босиком… – Я тебе башмаки сделаю, – пообещал Павел. И действительно сделал, пока молол на мельнице зерно. Как всегда, поскольку другого материала под рукой не было, для подметки он взял деревянную дощечку, а для верха – полосы, нарезанные из автомобильных шин. Больше Димитрий босиком не ходил. В школу он носил «деревяшки» от Павла, а домой возвращался в отцовских галошах. Переобувался возле бука с дуплом… *** Была зима, 25 января 1977 года, около половины шестого вечера. Владыка Павел, как обычно, пошел на почту в Призрене, чтобы лично отправить письма. Проходя мимо отеля «Теранда», он услышал, как за ним кто-то бежит, но не стал оглядываться. И вот парнишка 15–16 лет на бегу дернул его за бороду, выговорив с ненавистью: «Ах ты, поп!» Владыка сочувственно посмотрел на него и продолжил свой путь. У входа на почту тот же парень снова подбежал к нему и ударил его кулаком по голове. Владыка Павел заявил об этом происшествии в полицию. Было задержано несколько парней. Потом и его пригласили опознать нападавшего. Владыка сразу узнал обидчика, но не показал на него – оставил все, что он сделал, на его же совести. *** Особенную заботу выказывал он по отношению к Призренской духовной семинарии, в которой сам периодически проводил занятия. О ее слушателях во всем заботился он по-отечески. Раньше служителей приходил в классные помещения и разводил огонь, чтобы учащимся, как они встанут, было тепло.
В годы после Второй мировой войны каждый из преподавателей семинарии получал определенное количество дров для отопления, Павел же свои дрова распределял по классам… Не прекратил он подобной заботы и тогда, когда стал епископом: из собственной заработной платы помогал бедным учащимся, многим чинил обувь и одежду, переплетал книги… А более всего старался при каждом удобном случае преподать какое-нибудь поучение. Епархиальную резиденцию он в основном поддерживал сам лично. Также он, часто самостоятельно, а иногда вместе со слушателями семинарии, мыл полы в соборной церкви… У него была своя мастерская с инструментами для самых разных специальностей: столярного дела, кровельного, сапожного, электротехнического, переплетного… Он научился делать все, что необходимо человеку, особенно монаху, для самостоятельной жизни. И ничего не было ему в тягость. Многие не понимали, почему владыка все это делает сам, особенно когда он был уже в годах. А он на это однажды, возвращаясь из монастыря Гориоча, в ожидании автобуса на Печ сказал иеромонаху Афанасию (Раките), своему будущему – когда сам уже был патриархом – викарному епископу: «Вот некоторые говорят, что владыке не следует самому поправлять черепицу на крыше, вообще не нужно работать… Как будто работа унижает! Человека унижает не работа, но скверная жизнь, грех. Ведь если Спаситель Сам мог работать руками, будучи плотником, то почему не могу и я? Если Его работа не унижала, тогда и меня не унизит». *** После избрания на высшую церковную должность в своем Слове на интронизацию он самым простым, но вместе с тем и самым содержательным способом изложил программу своих будущих действий в качестве патриарха, как и свои жизненные установки вообще: «Вступая в качестве сорок четвертого сербского патриарха на престол святого Саввы, мы не имеем никакой своей, отдельной, программы патриаршей деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово, Благая Весть о Боге среди нас и Царствии Божьем внутри нас – насколько мы его, верой и любовью, приемлем». Честь и обязанности первоиерарха, первенство среди равных, хотя он сам к нему и не стремился, патриарх Павел принял как послушание, «как первенство служения, жертвы и креста». *** Осенью 2004 года, на 91-м году жизни, он решил отправиться в Австралию, чтобы посетить тамошнюю паству и освятить земельный участок в 87 гектаров, приобретенный Сербской Православной Церковью для строительства колледжа имени св. Саввы, в котором учились бы вместе с сербскими детьми дети русского, греческого и иного происхождения. Некоторые из владык пытались его отговорить, указывая, как трудно будет ему выдержать столь долгую дорогу. А патриарх ответил на это не без остроумия: «Мне-то ничего, а вот что будет с моими спутниками – не знаю, не знаю…» Он и в самом деле отправился в Австралию, стремясь сделать свой двухнедельный визит как можно более содержательным в миссионерском отношении. По возвращении в Белград, проведя в самолете 22 часа, сразу отправился на бдение в соборную церковь. Затем около двух часов чинил вручную свою износившуюся мантию, чтобы уже на следующее утро, около шести часов 14 ноября 2004 года, отправиться с трехдневным визитом в Москву. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обычно встречал гостей в своей резиденции, чаще всего в Московском Свято-Даниловом монастыре, но когда с визитом прибывал патриарх Сербский Павел, делал исключение: сам ехал, чтобы встретить его еще в аэропорту. Так поступил он и на этот раз, встретив его прямо на летном поле. Потом, после официального приема, на котором присутствовали некоторые высшие официальные лица России и Сербии, Русский Патриарх, зная, что его дорогой гость еще вчера был на другом континенте, немного в шутку спросил у патриарха Павла: – Ваше Святейшество, Вы были в дороге, и такой далекой, а сейчас Вы уже здесь. Не заглянули ли Вы случайно и в Новую Зеландию, ведь и там есть наши, православные люди? – Ваше Святейшество, в этот раз нет, но в следующие 90 лет я это обязательно сделаю! – ответил в том же духе Патриарх Сербский. *** Благое слово Его Святейшества, однако, строго в том, что касается чистоты веры. Как пример в газетах был отмечен случай, когда он отказал в причастии некоторым из верующих. На архиерейской Литургии в день св. Саввы в 2004 году на богословском факультете в Белграде патриарх спрашивал верующих, одного за другим, когда они подходили к Св. Чаше: «А вы когда в последний раз исповедовались?» И так как некоторые не смогли вспомнить, когда они делали это в последний раз, он указал им, немного повышенным тоном, чтобы больше они, не приготовившись, не приходили: «Моетесь и умываетесь, чтобы быть внешне чистыми, а не берете в расчет того, что вас грехи грязнят духовно. Это очищение настолько же важно, как и мытье». *** Святая жизнь патриарха Павла звучит звонким евангельским голосом и отзывается громким миссионерским эхом. Вера его как камень, о который разбивается все, что не богоугодно. Но камень живой, из которого и строится дом духовный (1 Пет. 2:5). Он делает всё, чтобы облегчить людские муки и страдания. Где только может, спешит на помощь. Так, однажды в военные годы, увидев из окна своей комнаты в Патриаршей резиденции, как на улице мокнет под дождем группа беженцев, он спустился вниз, открыл большие дубовые ворота и пригласил всех войти внутрь. На замечания своих ближайших сотрудников, что так мог войти и кто-нибудь неблагонамеренный, он простодушно ответил: «А как я сам могу спать наверху, в тепле, когда здесь дети мокнут на улице?» *** «Хотя он живет больше для неба, чем для хлеба, наш патриарх – человек очень практичный…» – записал епископ Шабацко-Валевский Лаврентий. Своя мастерская существует в его распоряжении и после того, как он становится патриархом. Он сам чинит дверные замки, устраняет мелкие неисправности в электрооборудовании Патриархии и другие неполадки… По окончании рабочего дня, когда сотрудники расходятся по домам, идет и выключает свет, если его где-то оставили невыключенным, доворачивает краны, закрывает окна… Он хлопочет везде, где есть необходимость, включая и вполне земные вещи, хотя и подчеркивает при этом, что наше подлинное отечество, на небесах, почему и нужно следить за тем, чтобы, «когда однажды отойдем к праотцам, ни мы бы их не постыдились, ни они нас». *** Когда Его Святейшество патриарх Павел появлялся где-нибудь лично – чему я и сам был свидетель – тогда среди собравшегося народа наступало некое совершенно особое воодушевление, великая духовная радость, от которой многие начинали плакать. Святостью своей озарял он мир вокруг себя! Совершенно верно, именно так оно и обстояло: живой святой, ходящий среди нас, на земле! Много чего происходило в то время, благодаря чему оно теперь и войдет в историю, однако помнить его будут еще и потому, что было оно – временем патриарха Павла! Источник: "Православие и мир" | |
|
Всего комментариев: 0 | |